Сотников

Василий Владимирович Быков


Краткое изложение
Читается примерно за 6 минут
Сочинения
36 сочинений

«Реалистическое искусство Гоголя»

Сочинение

Автор «Ревизора», «Тараса Бульбы», «Шинели», «Мертвых душ» явился одним из родоначальников русского реализма XIX века. В своем творчестве он тесно соприкасался с литературной деятельностью Пушкина и Лермонтова. Вступив на литературное поприще в пору расцвета пушкинского гения, Гоголь испытал на себе его значительное воздействие. Пристально изучая творчество Пушкина, он увидел в нем великий образец национального, народного искусства. У Пушкина Гоголь учился и глубокому пониманию жизни, и умению претворять явления действительности в художественные образы.

Широту художественных исканий Пушкина, универсализм его реалистического искусства Гоголь прекрасно охарактеризовал в статье «В чем же, наконец, существо русской поэзии»: «От заоблачного Кавказа и картинного черкеса до бедной северной деревушки с балалайкой и трепаком у кабака,— везде, всюду: на модном бале, в избе, в степи, в дорожной кибитке — все становится его предметом. На все, что ни есть во внутреннем человеке, начиная от его высокой и великой черты до малейшего вздоха его слабости и ничтожной приметы, его смутившей, он откликнулся так же, как откликнулся на все, что ни есть в природе видимой и внешней»

Большое значение для творческого развития Гоголя имело то глубокое раскрытие общественных противоречий, которое было дано в реалистических произведениях Пушкина. Оно служило Гоголю опорой в его изображении общественных пороков. В критической литературе отмечалась и близость образов Троекурова из «Дубровского», Берестова и Муромского из повести «Барышня-крестьянка» к некоторым героям «Мертвых душ».

Сходные черты в творчестве Пушкина и Гоголя выступают и в трактовке буржуазных отношений, в частности, и освещении темы власти денег. Отрицая феодальный порядок, оба писателя меньше всего были склонны к апологетическому восприятию капитализма, утвердившегося в ЭТО время в ряде стран Западной Европы и оказывавшего псе большее влияние на русскую общественную жизнь. Пушкин и Гоголь, хотя и весьма по-разному, отразили живые противоречия, рождаемые буржуазными отношениями, показали то зло, которое несло с собой буржуазное стяжательство. Образы Скупого рыцаря и Германна как человека «нового склада» перекликаются с образами Шиллера из «Невского проспекта», художника Чарткова, из «Портрета», а главное — с образом Чичикова, деятельность которого проникнута духом коммерции и предпринимательства.

Обоих писателей сближает и та горячая защита «маленького», униженного человека, которая неотделима от пафоса творчества как одного, так и другого художника. Не принимая рождавшийся буржуазный порядок, Пушкин и Гоголь искали решения социальных проблем в обращении к народу, в раскрепощении его творческих сил.
При общности некоторых важных тенденций художественный реализм каждого из писателей отмечен своими особыми, глубоко своеобразными чертами. Существеннейшим моментом реалистического искусства Пушкина является его историзм. В картинах современной писателю жизни, в образах, характеризующих историческое прошлое, Пушкин раскрыл социальные силы, взаимодействие и борьба которых определяют ход исторического процесса. Социальная динамика, взаимоотношения общественных слоев и групп остро обозначены в «Борисе Годунове» и «Евгении Онегине», «Дубровском» и «Капитанской дочке».

Чувство историзма было органически присуще и Гоголю; в жизни человеческого общества он видел «великий процесс, который выдержал свободный дух человека кровавыми трудами, борясь от самой колыбели с невежеством, природой, исполинскими препятствиями» (VIII, 26). По, рассматривая явления жизни в определенной исторической перспективе, Гоголь сосредоточил свое внимание преимущественно на изображении того, что сковывало силы нации, народа; с исключительной глубиной писатель нарисовал общественный застой, господство косности, инерции, неподвижности. Если Пушкин показывал социальные связи в их исторических изменениях, то Гоголь раскрывал социальные начала, враждебные движению вперед, Изменениям В структуре общества. Этот подход к социальной ЖИЗНИ обозначал широкое отражение ее темных сторон, обличение всего «дурного». Отсюда проистекают значительное расширение и углубление, по сравнению с Пушкиным, критических начал в творчестве Гоголя.

В своих заметках о драме Пушкин указывал на то, что предметом ее является судьба человеческая и судьба народная. Слова эти проливают яркий свет на особенности его реалистического искусства в целом. В ряде своих художественных созданий Пушкин показывал живое сплетение судьбы человеческой с судьбой народной. С поразительной отчетливостью это раскрывается в «Борисе Годунове» и «Капитанской дочке», в «Медном всаднике» и «Полтаве». Герои этих произведений включены в поток больших исторических событий, течением которых и определяются их судьбы. Не говоря уже о Борисе Годунове и Дмитрии, Мазепе и Пугачеве, которые в качестве реальных исторических личностей показаны в их зависимости от исхода борьбы социальных сил, и такие герои, как Гринев, ставший, по существу, невольным участником событий, оказываются подчиненными постоянному и неустранимому их влиянию. Изображая эту обусловленность, Пушкин одновременно с тем раскрывает личную, интимную сферу жизни героя, которая течет как бы параллельно большим событиям, а часто вступает и в конфликт с действием внешних факторов и сил. Именно так развивается история Евгения в «Медном всаднике» и того же Гринева. Неумолимый ход событий нарушает естественное течение жизни героев или даже сметает их личное счастье. Не отделяя личность от общества, изображая пути ее формирования и роста, Пушкин в то же время рисует ее столкновения с социальным миром.

Отражение зависимости человека от условий и обстоятельств, в которых он живет и действует, является, как уже отмечалось, одним из важнейших принципов и творческого метода Гоголя. Писатель показал определяющее значение для формирования человека всего уклада жизни, всей той сложной системы социальных отношений, в которых находятся люди.

Если Пушкин отводил большую роль в развитии характеров Онегина и Татьяны их воспитанию, весьма различному у этих двух героев, то автор «Мертвых душ» концентрирует свое внимание на показе тех постоянных, повседневных форм жизни, составной частью которых являются герои поэмы-романа. Вместе с тем в «Тарасе Буль-бе» Гоголь охарактеризовал острое столкновение героев с окружающей средой в широком смысле этого слова, с условиями их национального бытия.

Обрисовка интимно-личных, в частности, любовных чувств и переживаний героев не занимает большого места в произведениях Гоголя. Центр тяжести он переносит на изображение действующих лиц в их социальных связях. Писатель стремился раскрыть тенденции, господствующие в той или иной сфере жизни. Отсюда на первый план выдвигалась социальная типология во всем ее исключительном богатстве и разнообразии, которая вовсе не означала отказа от воплощения глубоких жизненных конфликтов, столкновений героя с обстоятельствами. Социальная типология как раз и вырастала на основе отражения такого рода противоречий.

Другие сочинения по этому произведению


«Мужество есть великое свойство души; народ, им отмеченный, должен гордиться собой» (по повести Б. Васильева «А зори здесь тихие» и В. Быкова «Сотников») «Мы не ждали посмертной славы, мы хотели со славой жить...» (В. Быков "Сотников") «Я все-таки горд был за самую милую, за горькую землю, где я родился…» В чем трагизм образа Рыбака из произведения «Сотников» Василя Быкова? Сравните его с любым другим литературным героем-предателем из русской классики. В. Быков "Сотников" Нравственные образы повести Василя Быкова «Сотников» Проблема нравственного выбора в повести «Сотников» Человек на войне (по повести Василя Быкова \'Сотников") Человек на войне (По одному из произведений современной литературы — В.В.Быков "Сотников") Проблема нравственного выбора человека на войне Анализ повести Быкова «Сотников» Образы Сотникова и Рыбака в повести Быкова "Сотников" Характеристика Сотникова в одноименной повести Василя Быкова Характеристика образа Рыбака в повести Быкова "Сотников" Нравственные образы повести В. Быкова “Сотников" Нравственный выбор героев в повести В.Быкова "Сотников" Подлинный и мнимый героизм ("Сотников") «Я все-таки горд был за самую милую, за горькую землю, где я родился...» (1) Великая Отечественная война в произведениях XX века (На примере повести В. В. Быкова «Сотников») Подвиг народа бессмертен (По произведениям современной литературы о Великой Отечественной войне) «Война с чрезвычайной быстротой образует новые характеры людей и ускоряет процесс жизни...» (А. П. Платонов). По повести В. В. Быкова «Сотников» «Сотников» Быков - Человек на войне "Был огонь и была высшая справедливость на свете " (по повести В. Быкова "Сотников") Мотивы испытания на человечность в повести В.Быкова "Сотников". Великая Отечественная война в русской прозе (на примере одного произведения).(В.Быков "Сотников") Как создавалась повесть «Сотников» Прекрасные человеческие качества с особой силой проявляются именно в момент наибольшей опасности.(И. Панин) А был он лишь солдат Психология людей в произведениях Гоголя «Я все-таки горд был за самую милую, за горькую землю, где я родился...» (2) Тема войны в творчестве В. Быкова (по повестям «Сотников», «Обелиск») Влияние Гоголя на русскую литературу На пороге бездны (по повести Быкова «Сотников») Нравственная проблематика современной прозы. (По одному из произведений по выбору учащегося.) Трудная правда о войне («Сотников», «Знак беды»)