«Дарьяльский - характеристика литературного героя»
Сочинение
ДАРЬЯЛЬСКИЙ — герой «повести в семи главах» Андрея Белого «Серебряный голубь» (1909). Прототипом Петра Дарьяльского был поэт-символист Сергей Михайлович Соловьев (1885-1942).
Роман «Серебряный голубь» задуман Белым как первая часть трилогии «Восток и Запад», в рамках которой он надеялся раскрыть на современном материале исторически важную роль России как соединительного моста между Европой и Азией, Востоком и Западом. Этим началам, соединившимся по воле Петра I, в русской истории не суждено примириться. Отысканию пути, на котором стало бы возможным преодоление этого противостояния, Белый думал посвятить свою трилогию. «Серебряный голубь», как первая часть трилогии, раскрывал по авторскому замыслу прежде всего «восточное» начало.
Петр Петрович Д., как и другие герои романа, — фигура символически-многозначная. Студент, будущий филолог-классик с томом Марциала в руках, он приехал в гости к своей невесте Кате, внучке и наследнице семьи немецкого происхождения Тодрабе-Граабен. Эта фамилия насыщена символикой смерти (Tod — смерть, Rabe — ворон, Grabe — гроб), все ее члены (помимо Кати это еще ее дядя — петербургский чиновник Павел Петрович и бабушка-помещица, в дом которой приезжает Дарьяльский) так или иначе олицетворяют западное начало, связаны с умирающей европейской культурой.
Д. знакомится с сектой «голубей», радения которых напоминают хлыстовские. «Духиня», «богородица», темная баба Матрена вызывает у героя страсть, которая уводит его от светлой Кати в темную стихию Востока. Катя самоотверженно пытается прийти к нему на помощь, но Матрена не выпускает его из своих сетей. Сектанты помогают ей улавливать Петра, они надеются, что в результате сближения с ним «богородица» родит младенца, которого они готовы почитать как воплощение своего бога.
Описывая метания Д. между двумя женщинами, Белый использовал факты своей биографии: отношения Д. к Матрене отчасти напоминают то, как Белый истолковывал свое увлечение Любовью Дмитриевной Блок, неудачный роман с которой он пережил незадолго до этого; Катя походила на будущую жену Белого Асю Тургеневу, сближение с которой началось в 1909 году.
Однако отношения между героями носят скорее символический характер: в сближении с Матреной для героя открывается возможность слияния с темной народной стихией, воплощающей восточное начало России; Катя, напротив, выражает утонченное западное начало, но оно в рамках общей концепции романа оказывается бессильным перед напором восточной стихии.
Присутствуя на сектантских радениях, Д. ясно ощущает их ужас, но у него не хватает сил выбраться из сетей секты, побороть гипноз их чар. Герой становится для Белого символом нового поколения молодежи, снова оказавшейся на историческом распутье между Востоком и Западом, между которыми должна проложить свой путь новая Россия. По замечанию Л.Долгополова, фамилия Дарьяльский (дарьял — ущелье, проход, ворота) скрывает в себе идею поиска пути между двумя крайностями.
Роман «Серебряный голубь» задуман Белым как первая часть трилогии «Восток и Запад», в рамках которой он надеялся раскрыть на современном материале исторически важную роль России как соединительного моста между Европой и Азией, Востоком и Западом. Этим началам, соединившимся по воле Петра I, в русской истории не суждено примириться. Отысканию пути, на котором стало бы возможным преодоление этого противостояния, Белый думал посвятить свою трилогию. «Серебряный голубь», как первая часть трилогии, раскрывал по авторскому замыслу прежде всего «восточное» начало.
Петр Петрович Д., как и другие герои романа, — фигура символически-многозначная. Студент, будущий филолог-классик с томом Марциала в руках, он приехал в гости к своей невесте Кате, внучке и наследнице семьи немецкого происхождения Тодрабе-Граабен. Эта фамилия насыщена символикой смерти (Tod — смерть, Rabe — ворон, Grabe — гроб), все ее члены (помимо Кати это еще ее дядя — петербургский чиновник Павел Петрович и бабушка-помещица, в дом которой приезжает Дарьяльский) так или иначе олицетворяют западное начало, связаны с умирающей европейской культурой.
Д. знакомится с сектой «голубей», радения которых напоминают хлыстовские. «Духиня», «богородица», темная баба Матрена вызывает у героя страсть, которая уводит его от светлой Кати в темную стихию Востока. Катя самоотверженно пытается прийти к нему на помощь, но Матрена не выпускает его из своих сетей. Сектанты помогают ей улавливать Петра, они надеются, что в результате сближения с ним «богородица» родит младенца, которого они готовы почитать как воплощение своего бога.
Описывая метания Д. между двумя женщинами, Белый использовал факты своей биографии: отношения Д. к Матрене отчасти напоминают то, как Белый истолковывал свое увлечение Любовью Дмитриевной Блок, неудачный роман с которой он пережил незадолго до этого; Катя походила на будущую жену Белого Асю Тургеневу, сближение с которой началось в 1909 году.
Однако отношения между героями носят скорее символический характер: в сближении с Матреной для героя открывается возможность слияния с темной народной стихией, воплощающей восточное начало России; Катя, напротив, выражает утонченное западное начало, но оно в рамках общей концепции романа оказывается бессильным перед напором восточной стихии.
Присутствуя на сектантских радениях, Д. ясно ощущает их ужас, но у него не хватает сил выбраться из сетей секты, побороть гипноз их чар. Герой становится для Белого символом нового поколения молодежи, снова оказавшейся на историческом распутье между Востоком и Западом, между которыми должна проложить свой путь новая Россия. По замечанию Л.Долгополова, фамилия Дарьяльский (дарьял — ущелье, проход, ворота) скрывает в себе идею поиска пути между двумя крайностями.