«Мировой кризис духовной жизни самая большая проблема нашей истории»

Сочинение



На рубеже тысячелетий человечество встало перед многими глобальными проблемами, начиная от экологических и заканчивая духовными. Нет необходимости спорить какие из них важнее - те, которые связаны с материальной жизнью человека, или те, которые касаются духовности, ведь они, по моему мнению, неразрывно связаны. Каждое значительное техническое открытие можно было использовать и на пользу людям, и на зло, даже для их уничтожения, как, например, это произошло с использованием атомной энергии.

Все зависело от того, в какие руки попадало изобретение - в руки людей высоконравственных, которые думали не только о себе, не аморальных уродов и однодневок, которым была бы небезразлична судьба не только будущих поколений, но и своих современников. Каким же путем должно идти человечество, чтобы решить острые проблемы современности? Думаю, что все-таки путем повышения человеческой культуры, нравственности, духовности. Ведь если взять в качестве приоритета высокое развитие материальной жизни, то почему же тогда люди чувствовали счастье и в самые тяжелые периоды истории - в войну, голод, послевоенную разруху? Они так же любили, женились, мечтали, верили.

И, наоборот, имея полный достаток, люди все же несчастные, ссорятся, расстаются, обижаются. Если взять глобальные проблемы, например, экологические, то не от моральной «чистоплотности» каждого из нас они зависят? Может ли человек с высокими моральными принципами дать приказ спустить вредные отходы в реку, вырубить ценный лес даже при производственной необходимости? Наверное, нет. Пожалуй, найдет какой-нибудь другой выход. И так в каждом конкретном случае, начиная от государства и заканчивая отдельным гражданином.



Основы духовности закладываются в детстве. И если не будет уделяться достаточно внимания подрастающему поколению, как сейчас, то результатов ждать можно только отрицательных. Богат украинский народ традициями, обычаями и обрядами, в которых отражаются украинская действительность, национальный характер народа, его самобытный культурно-исторический путь. Я уверена, что мы должны их изучать, знать и возрождать, ибо в процессе соблюдения традиций и обычаев - усваивается культура дедов и прадедов. А это те животворные корни, которые питает духовность, нравственность, эстетику.

До сих пор помню, с каким нетерпением ждала дня святого Николая. Согласно народной легенде, Николай-чудотворец сидит на небе, помогает людям, следя за поведением детей, а 19 декабря разносит подарки тем детям, которые были в течение года старательными, добросовестными, уважали старших. Поэтому вечером кто-то из взрослых, чаще дедушка, переодевался в «доброго Николая», заходил в дом с подарками. Вручая каждому гостинец, он вспоминал все то хорошее, что сделал ребенок. И стыдил за плохие поступки. Мы свято верили в существование такого хорошего защитника и старались не раздражать его.

Что такое гражданская отвага? Среди украинских писателей XX в. судьба Василия Стуса наиболее похожа на судьбу Шевченко. Обоих преследовала империя - царская и коммунистическая. Оба были в ссылках с запретом на творческую деятельность. У обоих, жизнь оборвалась на полпути. Когда я читала о жизни В. Стуса, меня поразил случай, произошедший в кинотеатре «Украина» в Киеве после просмотра кинофильма С. Параджанова «Тени забытых предков». В. Стус имел мужество поддержать акцию протеста против арестов украинской интеллигенции. За это он был исключен из аспирантуры Института литературы им. Т. Шевченко АН Украины. Как человек высокоморальный, Стус никогда не позволял себе компромиссов, иронически относился к гибким приспособленцам. Я считаю поэта отважным человеком. Ведь надо было иметь незаурядную силу воли и мужество, чтобы прямо выражать протест против грубых нарушений прав человека, чтобы отстаивать свое человеческое достоинство и свои убеждения. Коммунистический режим оказался бессильным и ничтожным перед несокрушимостью духа поэта, перед его гражданской доблестью.

Во все времена к учителям относились с уважением. Это была самая передовая, образованная часть общества. Педагоги влияли на общественное мнение не только тем, что воспитывали подрастающее поколение. Они выполняли и значительную общественную, просветительскую работу - учили грамоте взрослых, организовывали представления, пропагандировали книги, собирали жемчужины народного творчества. Вместе с тем учитель земской школы был бесправным человеком, бессильным перед волостным и земским начальством, попами, чиновниками. Многим не волевым натурам приходилось мириться с таким положением, приспосабливаться и самим становиться на уровень этих «пиявок сельских». Были ведь и такие, которые понимали свое истинное предназначение, близко воспринимали народное горе, темноту и бесправие крестьян, как могли, пытались улучшить их положение.

Как видим, учитель с рассказа «Непокорный» был именно таким: отдавал все силы для обучения и воспитания детей, заботился о ремонте школы. Он не мирился с ложью, разоблачал сельских начальников, которые использовали деньги не по назначению. Конечно, такой человек был «неудобным» для старшины, поэтому быстро нашли способ для его устранения - с помощью клеветы. Встречаются и сейчас такие «беспокойные» люди, борцы за справедливость. Они иногда «неудобны» для окружающих, раздражают их. Но и будят совесть, сознание, не дают заснуть в безразличии. Поэтому, по моему мнению, такие люди являются катализаторами общественного прогресса.