«Связь игры с важнейшими сторонами культуры и воспитания»

Сочинение

Поскольку игра открывает облегченный путь к освоению культуры, то первые шаги на этом пути становятся доступными человеку уже в младенчестве.

В пестушках и потешках взрослых, забавляющихся с послушным телом ребенка, звучат традиционные для народа ритмы и мелодии, слова родного языка, совершаются освященные традицией движения. На что уж проста игра Ладушки, а запоминается малышу на всю жизнь, в числе первых вспоминается, когда приходят черед нянчить своих собственных детей и внуков. Значит, она действительно помогает сделать самые первые и запоминающиеся шаги в мир музыкальной, языковой, двигательной (физической) культуры своего народа. Первые яркие восприятия формы и цвета связаны с детскими игрушками, положенными в колыбель. А дальше эти начала развиваются во все более сложных играх детства, отрочества, юности...

Вряд ли можно найти сторону культуры или воспитания, для которой не существовало бы целого набора связанных с ней игр. Множество таких групп игр выделено специалистами-этнографами, фольклористами, историками, и теоретиками искусства, физической культуры, медиками, психологами, педа-гогами и т.д. Интересно, что народная игра, как правило, объединяет исследующих ее специалистов по разным отраслям знаний. Так, один из крупнейших сводов игр, созданный известным медиком прошлого века Е.Л. Покровским, был издан в 1887 и в 1895 гг. под названием "Детские игры, преимущественно русские" с любопытным подзаголовком: "В связи с историей, этнографией, педагогией и гигиеной" [16] Следующий крупный свод народных игр был издан в 1933 г. историком театра В.Н. Всеволодским-Гернгроссом и включал записи игр, сделанные представителями десятков различных профессий. Это объясняется как раз многогранностью игры, связью ее с самыми разными сторонами культуры. Приходится даже отказываться в большинстве случаев от указаний на специальность авторов, писавших об игре.

Трудно перечислить всех, кто занимался, играми, связанными с художественной культурой, искусством. Это, например, большинство фольклористов и других собирателей детского фольклора, основную часть которого составляют как раз игровые формы.

Игровой фольклор широко бытовал всегда и среди взрослых. Возьмем хороводы. Их ведь, по выражению самого народа, "играли". Это уж исследователи хороводов занялись в первую очередь словесно-поэтическими, музыкальными, танцевальными и другими свойствами хороводов, очень редко доходя до их игровых свойств, так и оставшихся не вполне раскрытыми. Но возьмем только бесспорно игровую часть хороводов - хороводные игры. В них игровое начало столь же гармонично сочетается со словесно-поэтическим, драматическим, а часто и музыкальном, танцевальным. Читатель сам это без труда обнаружит, перебрав в воображении хотя бы несколько наиболее известных хороводных игр, скажем: «А мы просо сеяли», «Бояре, а мы к вам пришли», «Горелки», «Золотые ворота», «Заинька», «Каравай», «Летели две птички», «Уж мы сеяли ленок» и др. К сожалению, эти прекрасные поэтичные игры ушли из быта молодежи, оставшись кое-где лишь среди дошкольников. Правда, поднимается сейчас волна возрождения хороводных игр через молодежные фольклорные ансамбли, многие из которых не только для зрителей воспроизводят эти игры, а играют и просто для себя во время досуга, на семейных праздниках, т.е. возвращают опять к естественному бытованию.

Удивительную пластичность, выразительность, гармонию форм, линий, цвета несут в себе лучшие народные игрушки из дерева, глины, кости, соломки, кожи и других естественных материалов. Часто и простейшее снаряжение для народных игр - биты для Лапты или Чижика, кубари и кнутики к ним, желобки для катания яиц, санки "кобылки", деревянные мечи, луки со стрелами и т.д.- заключают в себе лаконизм и своего рода изящество формы, национальное своеобразие орнамента, другие черты народного прикладного искусства.

В союз с зодчеством также вступила народная игра. Начинается это с малого: с игрушечных домиков, теремков, башенок, меленок для малышей. Потом идут уже самостоятельно возведенные небольшие сооружения из песка и глины, крепости, башни и целые городки из снега и льда. А там уже со вполне взрослым мастерством строятся, скажем, круглые качели, кружала на льду, карусели, ледяные горы и затейливые балаганчики на ярмарочной площади, а то и на лучших площадях обеих русских столиц

Пожалуй, лишь самые молодые из искусств, вроде телевидения, еще не отражены заметно в традиционных народных играх, так как традиционность создается долгими десятилетиями. А вот киноискусство уже давно подружилось с игрой. С одной стороны, все больше становится игр по поводу кино: игра «Кинофильмы», «Хали-Хало» и др. С другой стороны, сами народные игры все чаще становятся "героями" кино- и телефильмов ("Час потехи", "Мы идем искать", многие фильмы международного фестиваля любительских фильмов "Радуга" и т.д.).

Древнее сценическое искусство перекликается с целыми пластами игровой культуры: бесчисленны и постоянно обогащаются сюжетно-ролевые игры (в дочки-матери, охотников, в войну, в свадьбу, в больницу, в партизан, полёт на Луну и т.д.); драматические сценки содержат многие игровые обряды, есть, наконец, целый народный театр, в котором драматическое начало неотделимо от игрового в его обычном понимании

Надо сказать, что связь игры с любыми сферами искусства является одновременно и связью с эстетическим воспитанием. Воспитательное воздействие искусства бесспорно. Игра преобразует это воздействие в формы, наиболее доходчивые для детей и подростков, доступные для детского уровня восприятия. О широких возможностях игр в эстетическом воспитании много сказано ещё Платоном, Кантом, Шиллером, Гете и другими выдающимися мыслителями и художниками. Об этом питали советские исследователи В.Н. Всеволодский-Гернгросс, Г.Л. Дайн, В.В. Мальми, И.М. Хворост, Р.А. Юлдашева и др.

Для педагогов важно прежде всего приобщить подрастающее поколение к искусству, приохотить к нему. Углублённое и детальное освоение художественной культуры требует союза педагогов с работниками культуры.

Физическая культура становится всё более важной стороной общей культуры, так как связана с актуальнейшей для каждого человека проблемой здоровья. Неслучайно в последние годы многие учреждения культуры включили в свою программу такие направления работы, как лечебная и массовая физкультура.

Для педагогов физическое развитие воспитанников всегда являлось одной из главных задач. Ещё древние греки сделали важнейшим средством физического и в целом гармонического воспитания свои национальные традиционные игры, доведённые ими до вершин Олимпийских игр. Средневековье разрушило само место этих игр, да и вообще к игре относилось очень противоречиво. Эпоха Возрождения принесла возрождение и роли игры. Колоритнейшее описание применения народных игр в воспитании дано, например, в знаменитой книге Рабле "Гаргантюа и Пантагрюэль". Нашу отечественную теорию физического воспитания П.С. Лесгафт закладывал во многом на основе народных подвижных игр. Об их многообразии и богатстве можно прочитать у таких современных исследователей, как Г.Г. Агаев, Х.Ф. Анаркулов, Т.Ж. Бекбатчев, Т.Н. Бобковская, Л.В. Былеева, Я.Р. Вилькин, М.А. Дибиров, С.Х. Мафедзев, Х.Д.-Н. Ооржак, Ж.М. Тулегенов, В.И. Элашвили и другие.

Веками используются в воспитании игры, связанные с культурой интеллектуальной (умственной). Чего стоят одни лишь загадки, составляющие целую область народного творчества. Помимо их, есть десятки других типов познавательных игр и игровых форм, например, занимательные задачи на счёт и вычисление, фокусы с числами. О познавательных играх можно прочитать у Е.М. Гельфана, Е.И. Игнатьева, Н.А. Лавонена, Е.М. Минскина, И.У. Самбу, С.П. Соловьёвой-Ойунской и других.

Большие возможности имеет применение игр в трудовом воспитании и профориентации, что соответствует сфере профессиональной культуры. Ещё в дошкольном детстве начинаются игры в строителей, моряков, поваров, железнодорожников и т.д. Это направляет внимание детей на различные профессии, даёт некоторые элементарные знания и навыки. То же можно сказать о строительных играх, играх с изготовлением игрушек, конструированием и моделированием. Сейчас получают всё большее распространение профориентационные игры для школьников, деловые и организационно-деятельностные игры для подготовки и переподготовки специалистов. Однако в названных последними играх опора делается не столько на традиционные, сколько на вновь изобретаемые игровые конструкции. Получается несколько одностороннее развитие.

Научно-техническая культура давно выделилась в весьма основательную сферу, забравшую львиную долю внимания и средств от других, не менее важных сфер культуры. Слов нет, научно-техническая культура чрезвычайно важна для современного общества. Игры тоже, со своей стороны, свидетельствуют об этом. С давних времён существуют народные игрушки-забавы, основанные на законах физики и других наук (Ванька-встанька, волчки, калейдоскопы и т.п.), не говоря уж о бесконечных народных занимательных опытах и фокусах. Из быстротечного и мощного потока современных технических, электронных, компьютерных игр и игрушек тоже отберутся наиболее удачные и станут со временем традиционными народными. Это естественный процесс; и вопрос надо ставить, думается, не о сокращении выпуска технических игрушек, а об увеличении внимания к другим сторонам культуры.

Лишь сейчас начинает возвращать себе свои законные права культура гуманитарная (от латинского слова "гуманитас" - человечество, человечность), т.е. относящаяся непосредственно к человеку и обществу. Рассмотрим для примера языковые игры. Выполняя важную роль в овладении языком, такие игры весьма разнообразны и у каждого народа свои, неповторимые.

Возьмем хотя бы две таких игры - скороговорки (скажите быстро: Во дворе трава, на траве дрова) и ту игру, которую Корней Чуковский метко назвал "лепыми нелепицами", например:

* ... Ехала деревня, мимо мужика,
* Вдруг из-под собаки лают ворота.
* Я схватил дубинку, разрубил топор,
* И по нашей кошке пробежал забор.
* (Из книги К. Чуковского "От двух до пяти)

Игра словами - любимое занятие не только детей, которые при этом быстрее и полнокровнее, чем на уроках, осваивают родной язык, но и для людей самых разных возрастов.

Важно, что гуманитаризация культуры проявляется не только в усиленном развития так называемых гуманитарных областей знания: языкознания, литературоведения, философии, истории и т.д. Поворот культура непосредственно к человеку выражается и в нарастающем внимании к простым житейским потребностям людей, к ах повседневному быту. Мы обнаружили с горечью, что в чрезвычайном упадке находится бытовая культура, включая самые элементарные её стороны, такие как вежливость, деликатность и чистоплотность в быту и т.д. Долгие годы, на эту сторону культуры обращалось слишком мало внимания, тогда как дети с их непосредственностью очень ярко проявляли общечеловеческую потребность в освоении бытовой культуры даже в своих играх: в дочки-матери, в семью, в гостей, в свадьбу и т.п.

При этом потребность в разнообразнейшем обыгрывании различных сторон быта живет не только в детях. Традиционная народная культура имеет богатый арсенал игр на бытовые темы для всех возрастов и в особенности для молодежи, готовящейся завести свою семью и домашнее хозяйство. В упомянутом сборнике игр, подготовленном В.Н.Всеволодским-Гернгроссом и другими составителями, раздел "Игры бытовые" включает 300 семейных игр, среди которых - "девичьи", "любовные", "в женитьбу", "в семью", "домашнее хозяйство".

Для молодежи не могло быть настолько привлекательным простое изображение быта. В играх отражаются взаимоотношения людей и как раз такие, которые особенно интересны, притягательны для стоящих на пороге взрослой жизни парней и девушек. Больше всего игр на самую волнующую тему - выбор невесты или жениха. Этому посвящена, к примеру, одна из самых популярных хороводных игр "Бояре".

Во многих играх молодежь, говоря современным языком, моделировала, "проигрывала" в бесчисленных вариантах предстоящие семейные отношения. Что, например, делать жене, если тяжело занемог супруг:

* ...Разнемогшись, вдруг во постелю слег.
* Запросил милой ключевой воды
* Со Дунай-реки.
* Я во первом часу за водой пошла,
* Во втором часу воду черпала...