Стихотворения

Анна Ахматова


Сочинения
15 сочинений

«Анализ стихотворения А. А. Ахматовой «Нам свежесть чувств и мысли простоту…»»

Сочинение

Тема поэта и поэзии — одна из основных в творчестве Анны Ахматовой. В полной мере она проявилась в зрелом творчестве поэта. С возрастом Ахматова все больше и больше задумывалась над вопросами своего предназначения, природы поэтического таланта, своей судьбой.

Но проблема поэта и поэзии всегда волновала Ахматову. На мой взгляд, она, как никто другой, раскрыла этот вопрос очень многостороннее. Ахматова затронула такие аспекты, которые до нее никто с такой определенностью не раскрывал.

Это особенно отчетливо проявляется в стихотворении 1915 года «Нам свежесть слов и чувства простоту…», которое поэтесса написала в двадцатишестилетнем возрасте.

Лирическая героиня произведения чувствует себя членом единства, братства под названием «поэты». Стихотворение начинается с местоимения «нам», которое выражает эту общность, делает ее главным в жизни лирической героини. Она — поэт и этим призванием определяется вся ее судьба.

Первая строфа стихотворения представляет собой риторический вопрос героини:

Нам свежесть слов и чувства простоту

Терять не то ль, что живописцу — зренье

Или актеру — голос и движенье,

А женщине прекрасной — красоту?

В нем — множество эмоций и чувств, главное из которых — боязнь потерять свой талант, свой дар. Здесь же лирическая героиня дает определение, называет формулу поэтического таланта. Она укладывается в две метафоры: «свежесть слов и чувства простота». Что это значит? Мне кажется, суметь выразить самые естественные и присущие всем людям чувства не банальными, а яркими, но понятными всем словами.

Утратить свой талант для поэта — то же, что живописцу потерять зрение, актеру лишиться голоса, а красивой женщине потерять свою красоту. Последним сравнением Ахматова утверждает, что поэтический дар — это что-то очень естественное для поэта, то, что дается ему от природы, как красота прекрасной женщине.

Во второй и третьей строфе лирическая героиня, чувствуя себя опытным поэтом, обращается к молодым, дает им наставленье. Поэтому две последние строфы построены с помощью повелительных предложений:

Но не пытайся для себя хранить

Тебе дарованное небесами:

Осуждены — и это знаем сами —

Мы расточать, а не копить.

Поэтический талант дан человеку свыше. И он не может распоряжаться им по своему усмотрению. Он лишь выполняет свое предназначенье. А оно не такое уж и легкое. Недаром в речи лирической героини проскальзывает: «осуждены». Поэт вынужден отдавать людям все: свои творения, а вместе с ними и часть своей души.

Последняя строфа развивает тему предназначенья поэта. Его Ахматова видит в традициях русской поэзии. Можно сказать, что в этих мыслях поэтесса является продолжательницей традиций Пушкина и Лермонтова:

Иди один и исцеляй слепых,

Чтобы узнать в тяжелый час сомненья

Учеников злорадное глумленье

И равнодушие толпы.

Первая строка перекликается с творчеством А. С. Пушкина. Поэт должен исцелять слепых. Это значит, что он один — пророк, который может прозревать будущее. Его обязанность на этой земле — открывать людям глаза и души, делать их лучше.

Последние три строки стихотворения четко перекликаются с мотивами лирики Лермонтова. Поэт не знает благодарности в этом мире. Он одинок и никто не может его понять. Завистливые ученики лишь поглумятся над поэтом в тяжелые моменты его жизни, а толпа и вовсе останется равнодушной. Ей не дано понять творца, по крайней мере, при его жизни.

Это стихотворение проявляет взгляд Ахматовой на проблему предназначения поэта, его участи в этом мире. Известно, что поэтесса воспринимала поэтический дар скорее как наказанье, чем как награду. Она понимала, что судьба поэта очень непроста и полна страданий. В стихотворении «Музе» ее героиня укоряет свою «музу-сестру»:

Муза! ты видишь, как счастливы всё—

Девушки, женщины, вдовы…

Лучше погибну на колесе,

Только не эти оковы.

Для лирической героини божий дар — это возможность жить жизнью обычной женщины, не чествовать бед и тягот всех женщин на земле. Но ей такое счастье недоступно. Она должна терпеть всю мировую боль и выражать ее в своих стихах.

Но нельзя сказать, что это стихотворение полностью пессимистично. Все-таки героиня боится потерять свой дар. Она приняла и поняла свой талант, приняла и поняла свою судьбу. Героиня согласилась нести свой крест на этой земле. Поэтому она и считает себя вправе давать наставления более молодым поэтам.

Стихотворение «Нам свежесть чувств и мысли простоту…» очень простое по форме, как и почти все ахматовские стихи. В нем достаточно мало средств художественной выразительности. Можно выделить перифраз, обозначающий поэтический талант — «дарованное небесами». Глаголы «расточать» и «копить» наводят нас на мысль о том, что все-таки Ахматова считает поэтический талант богатством, но принадлежащим не ей, а всем людям. Метафора «исцеляй слепых» утверждает, что поэт — всегда пророк, чье предназначенье — лечить человеческие души.

Лишь в конце стихотворенья, когда поэтесса описывает участь поэта, она позволяет себе несколько эпитетов: «тяжелый час сомненья», «злорадное глумленье».

Произведение создано с помощью традиционной кольцевой рифмовки, с использованием мужских и женских рифм.

Другие сочинения по этому произведению


«Святыни бывают различные и различна их иерархия, но бесспорно среди них место родины» (по произведениям XX века) Анализ стихотворения А. Ахматовой «Приморский сонет» Анализ стихотворения А. Ахматовой «Ты письмо мое, милый, не комкай» Анализ стихотворения А. Ахматовой «Творчество» Анализ стихотворения Анны Ахматовой «Я не любви твоей прошу…» Мир женской души в лирике Ахматовой Образ лирической героини в поэзии А. А. Ахматовой Патриотическая тема в лирике А. А. Ахматовой Поэт и родина в лирике А. Ахматовой Сравнительно-сопоставительный анализ патриотических стихотворений А. Ахматовой, Н. Гумилева и О. Мандельштама Сравнительный анализ стихов о любви Блока и Ахматовой. Стихотворение А. Ахматовой «Сероглазый король» (мини-сочинение) Тема Родины в лирике Ахматовой Философские мотивы лирики А. А. Ахматовой