Казаки

Лев Николаевич Толстой


Краткое изложение
Читается примерно за 6 минут
Сочинения
12 сочинений
Главные герои
И их характеристика

«Два типа героев в повести Л.Н. Толстого «Казаки»»

Сочинение




1. Два полюса, две стихии главных героев.
2. Философия Оленина и казачий быт.
3. «Счастье жить».

В произведении Л. Н. Толстого представлены две яркие фигуры, которые символизируют прямо противоположные типы, два полюса личности человека. Один их них — образ светский, условный (Оленин). Другой — природный, стихийный (Лукашка). В повести полюса находят общую точку соприкосновения, вернее, место — Кавказ. События складываются таким образом, что только одна фигура — Оленин — помещается в инородную среду. Лукашке подобного случая не предоставляется.

Считается, что Оленин оказался к новому образу жизни не готовым и не смог принять законы казачьей среды. Необходимо отметить, что именно этот образ стал воплощением философских взглядов самого Л. Н. Толстого. И главным здесь является то, что Дмитрий Андреевич Оленин пытается жить для других. «Его удерживало смутное сознание, что он может жить вполне жизнью Ерошки и Лукашки, потому что у него есть другое счастие, — его удерживала мысль о том, что счастие состоит в самоотвержении».

Пожив немного в новой обстановке, Оленин понимает, что их жизнью он жить не сможет, потому что она противоречит его идеалам, его новой теории. Казаки — хоть и вольное, свободное братство, но, по мнению Оленина, совершенно не склонны к самоотверженности. Некоторые из них в любом деле ищут только выгоду. Например, Лукашка променял подарок Оленина (коня) на другого коня. И после того, как похвастался дарителю новым приобретением, говорит Назарке: «спасибо отдарил его кинжалом, а то коня бы просить стал». Так действительно ли в образе Лукашки воплощен отрицательный полюс повести «Казаки»?

Лукашка — смелый и наблюдательный джигит. Недаром именно он заметил абрека под корягой, плывущей по воде. Автор восхищается им: «Лукашка, стоявший на вышке, был высокий красивый малый лет двадцати... Лицо и все сложение его, несмотря на угловатость молодости, выражали большую физическую и нравственную силу».

В том мире, в котором живет Лукашка, традиции имеют очень большое влияние. Это видно даже из небольших фрагментов на протяжении всего повествования. Одним из примеров власти вековых обычаев является эпизод, когда Лукашкина мать приходит свататься. «Хорунжиха... отклоняется от этого разговора... Главное же потому, что приличие того требует».

Важность традиций для жизни казака подтверждает и другой эпизод. Лукашка привез чихирю дяде Ерошке и заодно решил посоветоваться с ним. Несмотря на старческую болтовню, дядя Ерошка дает молодцу немало дельных советов. «За ружьем не стой, - сказал старик,- ружья не дашь-награды не будет» или «Только слушай дядю, я тебе худу не научу: вели ему ( Гирей-хану) клятву взять, тогда верно будет; а поедешь с ним, все пистолеты на готове держи». Несмотря на легкость, которая видна в поведении Лукашки во время разговора, он «внимательно слушал старика». Здесь, среди гор, вдали от цивилизации человек моет выжить, только используя весь опыт, накопленный его предками.


Оленин порой снисходительно относится к дяде Ерошке. светский молодой человек не принимает во внимание слова старика о том, что «когда палка лежит, ты через нее не шагай, а или обойди, или скинь так-то с дороги да молитву прочти: " Отцу и сыну и святому духу", и иди с богом». Дмитрий Андреевич называет подобные поучения вздором.

И вот, наконец, две противоположности все-таки находятточку соприкосновения. У них появляются общие темы для беседы. Тон Лукашки немного помешлив. «Что ж вы сюда приехали, волей или неволей?- спросил Лукашка, все как будто посмеиваясь». Своим поведением казак выражает не только собственное отношение к персоне Оленина, но и мнение многих своих товарищей. Среди них Оленин оказывается «белой вороной». Для тогочтобы еще более подчеркнуть несоответствие одного из своих героев окружающему большинству, Толстой вводит в повесть фигуру Белецкого. Дмитрий Андреевич и с его помощью не принимает и не пытается принять законы чужого быта. Поэтому он остается для окружающих загадкой. Чем скрытее его действия или, наоборот, значительнее(подарок), тем еще менее понятным Оленин становится для окружающих.

Однако для него Кавказ - это не только отдаленное место, куда можно сбежать. Он чувствует, что «тут в станице его дом, его семья, все это счастие и что никогда и нигде он не жил и жить не будет так счастливо, как в этой станице».

Оленин находит здесь самое главное, чем в избытке владеют жители гор, — свободу. Именно это чувство молодой человек «заберет с собой» из «кавказской» жизни. Не потому ли казаки так прекрасны и «беспечны», что они свободны в своих чувствах, эмоциях, действиях? Для Оленина подобная свобода до сих пор была незнакома. «Люди живут, как живет природа». Именно эту гармонию человека и природы встречает Оленин в новом периоде своей жизни. «Он с каждым днем чувствовал себя здесь более свободным и более человеком».

Мне кажется, нельзя сравнивать двух главных героев повести, чтобы решить, кто из них — Оленин или Лукашка — является отрицательным персонажем. Они представляют две различные стихии. Кавказ стал местом, где они столкнулись. И для обоих столкновение стало драматическим. Лукашка ранен, а Оленин вынужден возвращаться назад. «В конфликте Оленина с казачьим миром обе стороны правы, — пишет Л. Опульская. — Обе утверждают себя: и эпически величавый строй народной жизни покорный своей традиции, и разрушающий все традиции. Жадно стремящийся к новому, вечно не успокоенный герой Толстого».

Философское стремление Оленина «жить для других» постепенно разрушается. Возможно и потому, что этого он не встречает ответной реакции. И Оленин снова начинает жить для себя. Лукашка же считает, что все время живет только для себя. Он был свободен и останется свободным навсегда.

И этих двух людей, таких разных и противоречивых, неожиданно объединяет одно — счастье жить. Подобную мысль Толстой вкладывает в уста Оленина: «Ведь надо жить, надо быть счастливым... Все равно, чтобы я ни был: такой же, зверь, как и все, на котором трава вырастет и больше ничего, или я рамка, в которой вставилась часть единого божества — все-таки надо жить наилучшим образом». И примером этой жизни становится в повести именно Лукашка. Так два столь далеких образа через ощущение свободы и счастья, стремление к которым свойственно каждому, приходят к единому пониманию смысла человеческой жизни.

Другие сочинения по этому произведению


"Новая Элоиза" Льва Толстого ("Казаки") Художественное своеобразие повести Толстого «Казаки» Сюжет, герои, проблематика рассказа или повести Л.Н.Толстого ("Поликушка", "Казаки") Роль повести "Казаки" в творчестве Л.Н.Толстого Оленин - характеристика литературного героя Сюжет рассказа Льва Толстого «Казаки» Идейный смысл повести Толстого «Казаки» Стилистика повести Л.Н.Толстого "Казаки" Конфликт с казачеством, или Жан Жак Руссо и Л.Н.Толстой Сочинение по повести Льва Толстого «Казаки» Психологическая точность и верность в повести «Казаки»