Я памятник себе воздвиг нерукотворный...

Александр Сергеевич Пушкин


Краткое изложение
Читается примерно за 3 минуты
Сочинения
8 сочинений

«Что мне понравилось в стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»»

Сочинение

Заключительная, пятая строфа «Памятника» представляет собою, как у Горация и Державина, обращение к музе: Веленью божию, о муза, будь послушна, Обиды не страшась, не требуя венца, Так иногда называли парижскую Вандомскую колонну, вылитую из металла захваченных неприятельских пушек и по «скромному» соизволению Наполеона увенчанную статуей самого Наполеона.

* Хвалу и клевету приемли равнодушно
* И не оспоривай глупца.

Однако по своему содержанию эти строки Пушкина радикально отличаются от соответствующих строк как Горация, так и Державина. В оде Горация муза близка к своему мифологическому нраобразу; ей, божественной покровительнице, поэт «передоверяет» гордость своими успехами и у нее же вымаливает награду:

* Гордость заслуженно,
* Мельпомена, яви,— мне ж, благосклонная,
* Кудри лавром обвей, ветвью дельфийскою.
* Державин говорит в сущности то же:
* О муза! возгордись заслугой справедливой,
* И презрит кто тебя, сама тех презирай;
* Непринужденною рукой неторопливой
* Чело твое зарей бессмертия венчай.

Творческая природа музы ни у Горация, ни у Державина даже и не упомянута; и в том и в другом случае это — муза торжественного финала, муза, возносящая («возгордись») поэта за его заслуги перед государством над всеми остальными людьми и награждающая его высшей наградой — венцом бессмертия. В пушкинской музе нет ничего церемониально-парадного; она — олицетворение посланного поэту судьбой (природой, богом) творческого дара. Именно поэтому первые обращенные к ней слова — не о венце, а о творчестве, о том, что поэт всегда должен быть послушен «веленью божию», то есть должен быть верен своему призванию.

Вопросы о сущности поэзии, о тайнах вдохновения, о временном и вечном в творениях поэта, о положении поэта в обществе и, в частности, о его отношениях с читателями всегда были в центре внимания Пушкина. Многие его стихотворения, посвященные этим темам («Разговор книгопродавца с поэтом», «Пророк», «Поэт», «Поэт и толпа», «Арион», «Ответ анониму», «Эхо» и др.), были к 1836 году напечатаны, и, стало быть, наиболее вдумчивые и памятливые читатели того времени могли сравнить содержание этих стихотворений с содержанием «Памятника». И все-таки поэт решил помочь им и напомнил свой сонет «Поэту» (1830):

* Поэт! не дорожи любовию народной.
* Восторженных похвал пройдет минутный шум;
* Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,
* Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.
* Ты царь: живи один.
* Дорогою свободной
* Иди, куда влечет тебя свободный ум,
* Усовершенствуя плоды любимых дум,
* Не требуя наград за подвиг благородный.
* Они в самом тебе.
* Ты сам свой высший суд;
* Всех строже оценить умеешь ты свой труд.
* Ты им доволен ли, взыскательный художник?
* Доволен? Так пускай толпа его бранит
* И плюет на алтарь, где твой огонь горит,
* И в детской резвости колеблет твой треножник.

Сразу же бросаются в глаза дословные совпадения: в сонете «Поэту»: «Услышишь суд глупца…»; в «Памятнике»: «…и не оспоривай глупца…», в сонете: «Не требуя наград…»; в «Памятнике»: «…не требуя венца…». Кроме того, в сонете «Поэту» сопоставлены и уравнены восторженные похвалы — с одной стороны — и суд глупца, смех толпы — с другой, точно так же как в «Памятнике» — хвала и мнение глупца заодно с клеветой. И треножник, и горящий на нем огонь, и алтарь — все это детали, взятые из образного арсенала античности, имеют то же значение, что и муза в «Памятнике». Если бы сходство двух этих стихотворений ограничивалось только что приведенными примерами, то его смысл был бы более или менее ясен: «ссылкой» на сонет Пушкин как бы дополнял и, естественно, подтверждал содержание пятой строфы «Памятника». Но такое заключение было бы преждевременным. Во втором стихе «Памятника» говорится о благодарной памяти народной:

* К нему не зарастет народная тропа…
* А в первом стихе сонета сказано нечто, по-видимому, прямо противоположное:
* Поэт, не дорожи любовию народной.

И еще один, не менее важный контраст: в «Памятнике» любезная народу и самому поэту свобода противопоставлена жестокому веку; это значит, что речь здесь идет прежде всего (хотя и не исключительно) о социальной свободе, тогда как в сонете говорится о свободе поэта от всякого воздействия извне (в том числе и со стороны народа), то есть, в сущности, все о той же послушности поэта одному только «веленью божию», о его верности своему призванию.

Таким образом, обнаруживается двоякий смысл соотношения этих двух произведений: сонет «Поэту» всем своим содержанием действительно подкрепляет и дополняет содержание пятой строфы и вместе с тем отрицает то, что утверждается в предшествующих четырех строках «Памятника». В свое время было высказано мнение, что коренные, заветные свои эстетические взгляды Пушкин высказал именно в пятой строфе, а в четвертой и в трех предыдущих он предсказал и иронически пересказал суждения тех будущих историков литературы и критиков, которые руководствуются обветшалым и ложным принципом, будто нравоучительная польза является истинной целью поэзии.

Другие сочинения по этому произведению


Анализ Стихотворения А. С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» Сравнение стихотворений «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» А. С. Пушкина и «Памятник» Г. Р. Державина Стихотворение А.С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (восприятие истолкование оценка) Глубина и правдивость пушкинской самооценки в стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» Стихотворение А.С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» (восприятие истолкование оценка) 2 Значение некоторых слов и словосочетаний в стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» А. С. Пушкина А. С. Пушкин. «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» (анализ стихотворения)