Полтава

Александр Сергеевич Пушкин


Краткое изложение
Читается примерно за 8 минут
Сочинения
15 сочинений
Главные герои
И их характеристика

«Характеристика образа Кочубей»

Сочинение

Кочубей — антагонист Мазепы, бывший его сподвижник, перешедший на сторону Петра и казненный гетманом. Поэма Пушкина написана вослед «Мазепе» Дж. Г. Байрона, «Война-ровскому» К. Ф. Рылеева; но это уже не байроническая поэма. Сквозь романтическую интригу (украинский гетман Мазепа берет в жены свою крестницу Марию Кочубей — вопреки воле родителей; отец мстит, донося Петру о государственной измене; донос пересылают гетману — К. приговорен, Мария сходит с ума) прорастает героический эпос, в ее пространстве появляется множество персонажей; естественно, это не может не сказаться на изображении главных героев.


Сюжет отводит К. (прототип — генеральный судья Малороссии петровских времен Василий Леонтьевич Кочубей) «служебную» роль отца, препятствующего «беззаконной» любви дочери. Но автор усложняет «рисунок» роли, постоянно подчеркивает силу, мощь, страстность характера К. Вместе с подручным Искрой тот доносит на Мазепу не из верности «долгу» (его «орлиный взор» давно уже проник в сердцевину «изменнических» помыслов гетмана, да тот и сам намекал на них К., пока они были заодно), но лишь из чувства мести. «Предприимчивая злоба» заставляет судью действовать. Месть становится смыслом его жизни; даже в темнице, в ночь перед казнью, он дерзко отвечает Орлику, пришедшему пытать его и требующему открыть тайну клада: «...но сохранил я клад последний,/ Мой третий клад: святую месть. Ее готовлюсь Богу снесть».


Рядом с «мнимо-второстепенным» (а на деле — сомасштаб-ным главному герою) К. — «настоящие» второстепенные персонажи: жена, что «злобой женскою полна» и действует заодно с мужем; молодой казак, что безнадежно влюблен в Марию и берется доставить донос в столицу империи. И жена, и казак движимы тем же чувством мести, что и К.; но их страсти — слабее; их характеры — мельче; по законам перспективы это не может не увеличивать объем фигуры самого К. По существу, в первой и второй частях он становится «полноценным» антагонистом Мазепы; в одной из последних «кочубеевских» сцен это подчеркнуто параллелью: украинская ночь — темница Кочубея и украинская ночь — темная душа Мазепы. Лишь после казни Искры и К., в 3-й части, на роль антагониста «заступает» Петр Великий, с чьим гением мужала «Россия молодая» и чья борьба с Мазепой будет начисто лишена «личных» мотивов.

Другие сочинения по этому произведению


Сочинение по поэме Пушкина «Полтава» Петр I и Карл XII в поэме Пушкина «Полтава» Анализ отрывка из поэмы «Полтава», «Полтавский бой» Образ Петра I в поэме Пушкина «Полтава» Характеристика образа Мария Кочубей Образ Мазепы в поэме А.С. Пушкина "Полтава" Сочинение доклад о поэмах Пушкина «Полтава» и «Медный всадник» Историческое произведение из эпохи Петра I «Полтава» Характеристика образа Петра I Анализ структуры поэмы А.С. Пушкина «Полтава» Художественное построение поэмы «Полтава» Герои и проблематика одной из поэм А.С. Пушкина ("Полтава") Характеристика образа Мазепа Фигура героя полководца в поэме Пушкина «Полтава»