«Стихотворение А. А. Ахматовой «Сегодня мне письма не принесли…» (восприятие, истолкование, оценка)»
Вхождение в литературу Анны Ахматовой не было таким уж простым и лёгким, как кажется на первый взгляд. К примеру, поэтесса сама рассказывала, как показала Гумилеву стихи, и он посоветовал ей заняться танцами. Пренебрежительная критика любимого человека каждого заставит задуматься над собой.
Но вскоре, во время африканского путешествия Гумилева, готов был сборник «Вечер» (1912). Вскоре Гумилев писал своей жене: «Твои строки о «приморской девчонке»… мало того, что нравятся мне, они меня пьянят…"
Стихотворение «Сегодня мне письма не принесли…» входит в первый сборник Ахматовой. Во время составления «Вечера» Ахматовой владело безудержное чувство «влюбленности в любовь». Она посвящала стихи разным людям, влюбляясь в них и отдаваясь этим чувствам без остатка. Это стихотворение служит ярким тому примером.
Всплеску чувств способствовало, казалось бы, незначительное событие: «Сегодня мне письма не принесли». Но, насколько оно было важным для лирической героини, можно почувствовать уже в конце первого четверостишия, так как первая и последние строки его совпадают.
Мысль о разлуке с любимым человеком проходит лейтмотивом через все стихотворение. Героиня пытается найти оправдание расставанию, стремится подбодрить себя «серебряным смехом» весны, но ничто ее не радует:
Теперь весна, и грусть весны отравна,
Ведь —
Он был со мной еще совсем недавно,
Такой влюбленный, ласковый и мой,
Но это было белою зимой…
Героиня испытывает при воспоминании о любимом очень трепетные чувства, с обожанием описывая его, и даже строки, написанные ею, называет «нежными». В последнем четверостишии уже недвусмысленно описывается боль в душе лирической героини:
… Легкий трепетный смычок
Как от предсмертной боли бьется
И страшно мне, что сердце разорвется.
Также живые трагичные переживания Ахматова передает с легкостью мастера через незначительные детали. Мы следим в стихотворении не только за размышлениями лирической героини о ее страданиях, но еще и за тем, что «еще совсем недавно», «белою зимой», она была с любимым вместе. Весна же принесла с собой разлуку и боль.
Эта маленькая деталь введена поэтессой в повествование для того, чтобы, во-первых, подчеркнуть, что ее героиня не замыкается только на внутренних переживаниях, но видит и по-своему воспринимает все, что происходит вокруг нее. Во-вторых, противопоставляются два времени года, Ахматова подчеркивает тем самым контрастность чувств. Примечательно и то, что два времени года поменялись местами и как бы нарушили общепризнанную логику жизни. Обычно зима ассоциируется с внутренней опустошенностью, с засыпанием чувств и эмоций. Весна же, в свою очередь, — время зарождения новой жизни, влюбленности, время безудержного желания радоваться каждому дню. У Ахматовой же весна - «отравна». Такие сравнения подчеркивают самобытность восприятия поэтессой окружающей ее действительности.
Все стихотворение проникнуто глубочайшим лиризмом. Он достигается Ахматовой не только посредством слова, которым она искусно владеет, но и построением стиха, которое очень необычно. Стихотворение состоит из трех строф. Первые две заключают в себе по пять строк, последняя — четыре. Пятые строки в первых двух строфах являются точным повторением первых строк. Это позволяет Ахматовой акцентировать внимание на том, что является источником глубоких переживаний героини. Многоточия, употребленные в конце каждой строфы, побуждают задуматься над смыслом всего сказанного, дорисовать образ героини в каждый конкретный момент переживаний.
Биение живых чувств заметно не только в словах, но и в ритме стихотворения. Он не ровный, не застывший в каком-либо определенном размере. Ахматова использует для этого укороченные строки:
Он был со мной еще совсем недавно…
Но это было белою зимой,
Теперь весна, и грусть весны отравна…
Это подчеркивает душевный надрыв, эмоциональность лирической героини.
Мне очень близка ранняя лирика
А. Твардовский сказал о творчестве этой поэтессы: «Оно отличается необычайной сосредоточенностью и взыскательностью нравственного начала». Любовь у Ахматовой почти никогда не предстает в спокойном ожидании. Это чувство, само по себе острое и необычайное, получает дополнительную остроту и необычайность, появляясь в предельном кризисном выражении — взлета или падения.
Вся жизнь навзрыд… Ахматова черпала из источника своих страданий и переживаний живую воду поэзии, которая до сих пор утоляет жажду безудержных романтиков.