Суламифь

Александр Иванович Куприн


Краткое изложение
Читается примерно за 7 минут
Сочинения
11 сочинений

«Певец возвышенной любви (по повестям Куприна "Гранатовый браслет", "Олеся", "Суламифь")»

Сочинение

«Любовь же бедной девушки из виноградника и великого царя никогда не пройдет и не забудется, потому что крепка, как смерть, любовь, потому что каждая женщина, которая любит, — царица, потому что любовь прекрасна».
А.И. Куприн



Гуманист и правдоискатель, чудесный мастер художественного слова, Александр Иванович Куприн был настоящим певцом возвышенной любви, подарившим читателям такие повести, как «Гранатовый браслет», «Олеся», «Суламифь».

Протест против пошлости и цинизма буржуазного общества, продажных чувств, «зоологических проявлений» инстинктов подвигнул писателя на создание удивительных по красоте произведений. Куприн то отправляется в глубину веков («Суламифь»), то забирается в лесную глушь Волынской губернии («Олеся»), то заглядывает в каморку отшельника, последнего романтика в жестком и расчетливом мире («Гранатовый браслет»).

Кто же его герои? Вот мелкий чиновник, одинокий и робкий мечтатель, влюбляется в молодую светскую даму, представительницу так называемого «высшего сословия». Восемь лет продолжается безответная и безнадежная любовь. Письма влюбленного служат предметом издевательств и насмешек членов местного клана князей Шейных и Булат-Тугановских, не воспринимает их всерьез и княгиня Вера Николаевна, адресат этих любовных откровений. Присланный неизвестным влюбленным подарок — гранатовый браслет — вызывает бурю негодования брата княгини. Любовь «маленького человека» заканчивается трагически. Не выдержав столкновения с миром жестокости и равнодушия, герой повести погибает. На память приходят строки поэта Надсона:

Научись беззаветно и свято любить,
Увенчай молодые порывы, —
И тепло тебе станет трудиться и жить
В этом мире борьбы и наживы.

Смерть не страшит героя. Любовь сильнее смерти. Он благодарен той, которая вызвала в его сердце это прекрасное чувство, возвысившее его, «маленького человека», над огромным суетным миром, миром несправедливости и злобы. Именно поэтому, уходя из жизни, он благословляет свою возлюбленную: «Да святится имя твое».

Читая этот рассказ, я не раз задавалась вопросом: могла ли быть такая любовь в действительности? «Гранатовый браслет» — чистый вымысел или Куприн сумел найти в жизни сюжет, отвечающий его авторской идее? Хочется верить, чтобы такая любовь была, даже несмотря на ее трагический конец.

Писатель рассматривает любовь как глубокое нравственно-психологическое чувство. Устами генерала Аносова он говорит, что это чувство не должно быть ни легкомысленным, ни примитивным, ни тем более основываться на выгоде и корысти: «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться». Мудрые слова! Как же они необходимы сегодняшнему читателю, любому, будь то молодой человек, или замужняя дама, или пожилой джентльмен.

Куприн вскрыл духовную ограниченность представителей «высшего сословия», проявляющуюся перед лицом чистой, бескорыстной любви. Автор показал, как буржуазный молох врывается в «святая святых» человеческих чувств, разрушая и извращая их красоту и естественность. Повесть «Гранатовый браслет» — демонстрация того, как Куприн ищет в реальной жизни людей, «одержимых» высоким чувством любви, способных подняться над окружающей пошлостью и бездуховностью, готовых отдать все, не требуя ничего взамен.

Великий русский писатель воспевает возвышенную любовь, противопоставляя ее ненависти, вражде, недоверию, антипатии, равнодушию. Эта мысль писателя получила воплощение в другой его повести — «Олеся».

События, изложенные в ней, происходят в Волынской губернии, на окраине Полесья, куда, казалось бы, не должны были проникнуть злоба и обман, от которых и бежит герой повести Иван Тимофеевич, русский дворянин и интеллигент. Здесь, в лесной глуши, происходит его знакомство с «дочерью природы», полесской девушкой Олесей. «Первобытное и яркое воображение, гибкий, подвижный ум» Олеси покорили сердце Ивана Тимофеевича. Но невежество, стяжательство, ложь успели свить гнездо и в этой полесской деревушке. Свободная, смелая Олеся не по нраву суеверным поселянам, считающим ее колдуньей. Они ненавидят ее и преследуют. В полярных отношениях, несмотря на взаимную любовь, находятся и главные герои. Так, во время гадания Олеся говорит Ивану Тимофеевичу:

«Человек вы хотя и добрый, но только слабый... Доброта ваша не хорошая, не сердечная». «Наивная, очаровательная сказка любви» заканчивается разлукой. И виной тому не только невежественные поселяне, но и сам Иван Тимофеевич, не сумевший бороться за свою любовь. А иногда, мне кажется, и не хотевший бороться. Ему легче быть слабым, безвольным. Легче страдать, чем быть счастливым. Ведь в борьбе за счастье надо приложить усилия, волю, труд. А он просто безвольный, самовлюбленный...

Завершается повесть удивительно характерной деталью: Иван Тимофеевич после исчезновения Олеси находит в опустевшей хате нитку красных бус. Каждая бусинка как огонек чистого естественного чувства. И мне показалось, что есть что-то общее между Олесиными «кораллами» и гранатовым браслетом, подаренным телеграфистом Желтковым княгине Вере.

Высокое чувство любви воспето Куприным и в повести «Суламифь», созданной по мотивам библейской книги «Песнь Песней». В ней рассказывается о взаимной любви Суламифи и царя Соломона. Горячие и нежные чувства не принесли счастья возлюбленным. Любовь заканчивается трагически. Меч убийцы лишает жизни Суламифь. Но смерть не побеждает любовь.

Восхищение красотой мира, противопоставленной «мерзостям жизни», благодарность сердца за радость существования и счастье любви пронизывает лучшие страницы прозы Куприна. Образы «Гранатового браслета», «Олеси», «Суламифи» по-прежнему волнуют человеческое сердце.

Другие сочинения по этому произведению


Тема любви в прозе А. И. Куприна (на примере рассказа «Суламифь») «Благословенна да будет любовь, которая сильнее смерти» (по повести Куприна «Суламифь») Настоящая любовь – всегда трагедия (по произведениям «Суламифь» А.И. Куприна и «Митина любовь» И.А. Бунина). По содержанию «Суламифь» высокое счастье и трагедия истинной любви Сочинение по повести А.И.Куприна "Суламифь" Сочинение на тему Библейская легенда как основа повести Куприна "Суламифь" Концепция любви в повести А. И. Куприна «Суломифь» Библейская легенда, как основа повести Куприна "Суламифь" Россия в произведениях Куприна Примеры чистой и возвышенной любви в творчестве Куприна