Песня о буревестнике

Максим Горький


Краткое изложение
Читается примерно за 5 минут
Сочинения
3 сочинения

«Символико аллегорические картины в произведении «Песня о Буревестнике»»

Сочинение


Основу «Песни о Буревестнике» составляют три сменяющие друг друга картины: приближение бури, нарастание бури, буря. От картины к картине, по мере приближения и нарастания бури, меняются краски и звуки. В первой картине «ветер тучи собирает». Во второй - «все мрачней и ниже тучи опускаются над морем». В третьей - «синим пламенем пылают стаи туч над бездной моря». Изменяется и море: сначала - «седая равнина моря», позднее - «и поют, и рвутся волны к высоте навстречу грому», наконец - «ревущее гневно море». Еще в начале своего творческого пути, в сказке «О маленькой фее и молодом чабане», Горький писал: «И на свете нет явлений больше сильных, больше страшных, чем гроза в степи широкой и на море бури бой!» В «Песне о Буревестнике» действительно развертывается величественная и страшная битва стихий: «в пене гнева стонут волны, с ветром споря»; ветер бросает их «с размаху в дикой злобе на утесы»; мы читаем о «гневе грома», о «ревущем гневно море».

Сопоставление с отрывком из рассказа Серафимовича «В бурю», написанным в строго реалистической манере, подчеркнет романтический характер «Песни…» (разумеется, без сообщения этого термина школьникам).

У Серафимовича - сравнения бытового характера: темные пятна ряби, всклокоченные, как грязная вата, тучи. У Горького - слова «высокого» ряда: реет, взмывая, пронзает, демон, бездна, пучина, пророк, насыщенность песни красочными, эмоциональными эпитетами и метафорами: равнина моря, пламя страсти, жажда бури, битва жизни, пена гнева, патетическая приподнятость и ритмическая упорядоченность речи. Битва стихий передаемся и звукописью: «Гром грохочет… стонут волны, с ветром споря. Вот охватывает ветер стаи волн объятьем крепким и бросает их с размаху в дикой злобе на утесы, разбивая в пыль и брызги изумрудные громады».

Однако перед нами, как это уже уловили читатели, не просто романтический пейзаж; перед нами символико-аллегорические картины. Недаром слово Буревестник Горький пишет с заглавной буквы. Недопустимо вульгарное отождествление символико-аллегорических образов «Песни…» с конкретными социальными силами, иногда наблюдаемое в школах: «Буревестник - революционер; чайки, гагары, пингвин - обыватели; волны - поднимающиеся на борьбу массы» и т. д.

Горький рисует обобщенную картинку нарастающей революционной грозы, воспевая ее очистительную силу и осуждая тот тип общественного поведения, который связан с любовью к покою, боязнью перемен. Именно Буревестнику, его бесстрашию, его способности испытывать «наслажденье битвой жизни» (ср. слова Сокола: «О, счастье битвы!») посвящена «Песня…». Именно Буревестник противопоставлен робким, трусливым чайкам, гагарам, пингвинам.

В ранних романтических произведениях писатель обычно вслед за исполненными ужаса картинами грозы рисовал картины торжества света, солнца: «Вот оно и блеснуло… и на побитых дождем стеблях ковыля засияли в его лучах алмазы и яхонты капель» («О маленькой фее и молодом чабане»); «Гроза была - там, сзади них, над лесом, а тут сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в брильянтах дождя и золотом сверкала река» («Старуха Изергиль», легенда о Данко). Тот же мотив звучит в «Песне о Буревестнике»: «В гневе грома,- чуткий демон,- он давно усталость слышит, он уверен, что не скроют тучи солнца,- нет, не скроют!» Буря несет обновление жизни, разряды молнии очищают воздух, и те, кто зовет бурю, кто идет ей навстречу, кто уверен в победе,- достойны бессмертной славы.

На обсуждение в классе ставится ряд вопросов, помогающих выявить идейно-художественное своеобразие «Песни…» и ее социально-воспитательное значение. Среди них - вопрос о сходстве и различиях с «Песней о Соколе» (3-е задание учебника-хрестоматии).

«Песня о Буревестнике» продолжает мотивы «Песни о Соколе». Ее пафос - жажда бури, счастье битвы, презрение к тем, кого пугает «гром ударов», кто «робко прячет тело жирное в утесах». Но, написанная в годы приближающейся революции, она -отличается большим революционным накалом… «Песня о Буревестнике» не просто воспела «наслажденье битвой жизни», а предсказала близость боя («Буря! Скоро грянет буря!») и выразила «уверенность в победе…» И «Песня…» не просто сообщала о близости бури, она действительно звала ее за собой, становясь «буреглашатаем». Вместо первоначальной, завершавшей «Песню..^ в рукописи строки: «Ждите! Скоро грянет буря!..» - появилась другая, звучащая как зов боевой трубы: «Пусть сильнее грянет буря!».

Усиление революционности Горького находится в прямой связи с подъемом рабочего движения в 90-900-е годы, о чем Читатели узнают, вчитываясь в ленинские высказывания, приведенные в хрестоматии (с. 251). Им следует разъяснить, что благодаря своему обобщающему символико-аллегорическому характеру образы «Песни…» включались в классовую борьбу эпохи, наполнялись реальным политическим содержанием. Писарев в статье «Перед бурей» (1906 г.) писал: «…пролетариат готовится к борьбе, дружно и бодро идет навстречу буре, рвется в гущу битвы. Довольно с нас гегемонии трусливых кадетов, этих «глупых пингвинов», что «робко прячут тело жирное в утесах». «Пусть сильнее грянет буря!»

Параллели со стихотворением Лермонтова «Парус» (задание 4) покажут общность свободолюбивых устремлений Горького с передовыми идеалами русской классической литературы т вместе с этим- своеобразие его времени, его взглядов и



настроения:

* …он, мятежный, просит бури, Как будто в бурях есть покой!
* (Лермонтов, 1832 г.)
* Ветер воет… Гром грохочет…
* Синим пламенем пылают стаи туч над бездной
* моря,..
* - Буря! Скоро грянет буря!..
* то кричит пророк победы:
* - Пусть сильнее грянет буря!..
* (Горький, 1901 г.)

У Лермонтова - томление, желание, жажда борьбы. У Горького- подчеркнуто революционная трактовка темы, ощущение того, что буря уже пришла, призыв активнее и смелее вмешаться в борьбу, которая - он верит в это - безусловно завершится победой.

Специальное время отводим подготовке нас к выразительному чтению «Песни…», хотя, конечно, успех исполнения обусловлен больше всего тем, насколько их захватило произведение, насколько при его разборе они проникли в мысли и чувства писателя.

Перечитывая текст, восстанавливая в памяти художественные образы, читатели определяют задачу выразительного чтения каждой из частей «Песни…» (передать динамику и красоту бушующего моря; убедить в том, что долгожданная буря, о которой мечтает Буревестник, действительно грянет, и т. п.).

«Особое внимание должно быть обращено на эстетическое восприятие и передачу учащимися изумительной по красоте картины разразившегося шторма… Динамика этой картины, ее внутренняя лирическая сила и напряженность столь велики, что даже самое элементарное видение (представление) удерживает исполнителя от крика и ложного пафоса. Это же видение заставляет страстно и взволнованно произнести вместе с автором заключительные слова стихотворения, сделавшие «Песню о Буревестнике» революционным манифестом своего времени…»

Другие сочинения по этому произведению


Автор и рассказчик в повествовании (по ранним рассказам «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Песня о буревестнике») «Гордый черный демон бури» ( «Песня о Буревестнике»)