Детство

Максим Горький


Краткое изложение
Читается примерно за 9 минут
Сочинения
26 сочинений
Главные герои
И их характеристика

«Вера в творческие силы народа в повести М. Горького «Детство»»

Сочинение


1. Народ в трилогии М. Горького.
2. Формирование духовного мира Алеши Пешкова.
3. Сила народа.

Трилогия Горького создавалась с 1913 по 1923 год. Автор правдиво и убедительно рисует жизнь простых русских людей, их быт и тяжелый труд. История Алеши Пешкова — самого писателя - пример творческой активности человека из народа, его стремления к самообразованию. В трилогии писатель воплотил свои творческие искания, выразил свой взгляд на жизнь - деятельный и оптимистический. Путь его героя схож с путем любого ищущего истину выходца из народа. «Русский человек все-таки настолько еще здоров и молод душой, что преодолеет мерзость жизни», - писал Горький, и это - основная мысль его произведений. «Не только тем изумительна жизнь наша, что в ней так плодовит и жирен пласт всякой скотской дряни, но тем, что сквозь этот пласт все-таки победно прорастает яркое, здоровое и творческое, растет доброе - человечье, возбуждая несокрушимую надежду на возрождение наше к жизни светлой, человеческой». Это человечье растет в душе Алеши Пешкова на протяжении всего повествования. Алеша жил и среди чуждых ему родственников, и среди чужих людей, к которым чувствовал симпатию. На формирование внутреннего мира Алеши, его мыслей, чувств и поступков значительное влияние оказывают окружающие. Это его любимая бабушка Акулина Ивановна, фактически ставшая Алеше матерью, нахлебник Хорошее Дело из повести «Детство». В повести «В людях» подобную роль в жизни Алеши играют повар Смурый и кочегар Яков. Эти люди, к которым Алеша прислушивается, делится с ними своими мыслями, учится у них жизни, олицетворяют в Горького русский народ со свойственными ему талантливостью и добротой.


На формировании духовного мира мальчика сказалась и его собственная наблюдательность и склонность анализировать поступки окружающих, оценивать, что есть добро, а что зло. Алеша отталкивал от себя все отрицательное, что видел в доме деда, и стремился к доброму и прекрасному.


Память о бабушке он сохранил на всю жизнь, ведь она научила его любить и уважать людей. Бабушка, великая сказочница, приобщила Алешу и к народному творчеству, познакомила его с народными героями, сказками, привила поэтический вкус. Книги Алеша сам научился разделять на хорошие и плохие, прочитывая их иногда по несколько раз. Так, он интуитивно чувствует гениальность А. Пушкина, проникнувшись простотой и музыкальностью его стиха. Алеша читал взахлеб Аксакова, Бальзака, Сологуба, Лермонтова. Из каждой книги он черпал воодушевление, стремление к лучшему, желание делать добро. Книги и труд воспитали в нем любовь и веру в народ, несмотря на все трудности и разочарования.

Алеша Пешков сопротивляется влиянию уродливых явлений жизни, влиянию своей среды, он стремится к самостоятельной оценке всего, учится на книгах и рассказах людей, которым доверяет. Учителем жизни стал для него народ. Автор связывает искания героя с исканиями всего народа, показывая читателю героя в его трудных идейных исканиях, крепнущее самосознание мальчика, самоутверждение в борьбе с окружающей средой. Из «неумного племени», из «свинцовых мерзостей жизни» вырывается яркая творческая личность, утверждая этим могущество духовного, творческого в народе.

В других своих произведениях Максим Горький также обращается к народным сказаниям, легендам. Образы свободолюбивых людей - Лойко Зобара, Радды, Данилы, Сокола и Данко, готовых гореть ради других, возвеличивают чело­века из народа, вселяют в человека веру в свои силы. Писатель верил в идеал народа-труженика, созидателя всего лучшего. Эта тема характерна для раннего творчества писателя. Горький, мечтая о переустройстве мира, считал, что русский народ способен подняться над повседневностью жизнью, преодолеть «преграду на пути к свободному творчеству жизни, в борьбе за свое право ломать для того, чтобы создавать». Народ для писателя - это «сила огромная, потенциально талантливая, воистину способная к всестороннему развитию», которая ощущает в себе творческую силу свободы и сама создает свою историю и свое будущее.

Другие сочинения по этому произведению


«Золотая пора детства» в произведениях Толстого, Бунина и Горького Алеша Пешков — главный герой повести «Детство» Бабушка Акулина Ивановна Бабушка в жизни Алёши Пешкова (по повести М. Горького «Детство») Доброта и жестокость в жизни героя Максима Горького «Детство» История Цыганка (по повести М. Горького "Детство") Какова идея повести М. Горького «Детство»? Образ Алёши Пешкова в «Детстве» М. Горького Портрет бабушки в повести М. Горького «Детство» Почему Алеша Пешков сохранил доброе сердце в суровых условиях жизни? (по повести М. Горького «Детство») Сравнительная характеристика главных героев повестей Л. Н. Толстого «Детство» и М. Горького «Детство» Судьба деда Каширина (по повести М. Горького «Детство») Характеристика литературного героя в произведении М. Горького "Детство" Образы Алеши, бабушки, Цыганка и Хорошего дела в повести М. Горького «Детство» Автобиографическая повесть Социально-«педагогические» установки Горького Портрет бабушки в повести Самые дорогие люди Алеши Особенности жанра повести Горького «Детство» Алеша Пешков - главный герой повести Портрет бабушки в повести "Детство" Образ бабушки (По повести Горького «Детство») Путь духовного возрождения человека в трилогии М. Горького "Детство", "В людях", "Мои университеты" Самостоятельно прочитанная книга (трилогия Горького "Детство", "В людях", "Мои университеты") (рецензия) Жанровое своеобразие повести Горького «Детство»