Шинель

Николай Васильевич Гоголь


Краткое изложение
Читается примерно за 5 минут
Сочинения
53 сочинения
Главные герои
И их характеристика

«Гоголь и его «шинель»»

Сочинение


«Монах-художник», «христианин-сатирик», «аскет и юморист», наконец – «мученик возвышенной мысли и неразрешимой задачи»! Такими словами провожали в последний путь великого Гоголя славянофилы Константин и Иван Аксаковы. Именно такую «шинель Гоголя» они примеряли на себе...

Кому принадлежит фраза «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя» – уже трудно выяснить. Приписывают Ф.М. Достоевскому, хотя прямых доказательств не найдено. Тем не менее, она стала крылатой, неся собой несходные, порой абсолютно разные ассоциации и образы гоголевского восприятия мира и, главное, русского человека. Но вряд ли слово «шинель» стоит писать с большой буквы, сводя смысл фразы лишь к одной известной повести.

Кто только не объявлял себя наследником Гоголя! И представители «натуральной школы», и революционные демократы за его реализм и критическое письмо, и славянофилы за любовь к России, и писатели-сатирики разного толка, не исключено, что авторы современных романов в стиле «фэнтези» тоже считают своим родоначальником Николая Васильевича.

В условном гоголевском мире происходит все, что угодно, – и редкая птица долетает до середины Днепра, и бабы летают на метле, и нос разгуливает по Невскому проспекту... Сказочность, фантастичность, гиперболизованность, гротеск во всем – от «Вечеров на хуторе близ Диканьки» и «Миргорода» до «Ревизора» и «Мертвых душ». Потому-то Гоголя и хватает на всех. Но «шинель» для примерки все же одна, и она принадлежит только одному человеку, каким бы разноликим и фантазийным он не казался.

Николай Васильевич Гоголь – не просто уникальное явление в истории русской литературы. Гоголю, по словам русского литературоведа и философа К.В. Мочульского, суждено было круто повернуть всю русскую литературу от эстетики к религии, сдвинуть ее с пути Пушкина на путь Достоевского. Все черты, характеризующие ее как великую и ставшую неотъемлемой частью всемирной литературы, были намечены Гоголем: ее религиозно-нравственный строй, ее гражданственность и общественность, ее боевой и практический характер, ее пророческий пафос и мессианство. С Гоголя начинается широкая дорога в мировые просторы. И в этом – комфорт или дискомфорт (кому как) гоголевской «шинели». Кому по плечу такая гоголевская «шинель» сегодня? А вчера?

Гоголь искал ответы на вопросы более важные, чем художественные формы своего творчества. Он был художником высочайшего уровня, но обладал еще и обостренной религиозной одаренностью, и она возобладала в нем над чисто художественною жаждою творчества, – так пишет о религиозном странничестве Гоголя профессор М.М. Дунаев. По его мнению, именно Гоголь направил русскую литературу к осознанному служению православной Истине.

В Гоголе уживались фантазийность и религиозность, потому что он был художником и христианином. И гражданином. Его знаменитое: «Русь! куда несешься ты, дай ответ!.. Не дает ответа!..» – что читаем мы в конце 1-го тома «Мертвых душ», – это крик его души, наболевшей от пошлости и ничтожества современ

Другие сочинения по этому произведению


Маленький человек" в повести Н. В. Гоголя "Шинель Боль за человека или насмешка над ним? (по повести Н. В. Гоголя «Шинель») В чем смысл мистического финала повести Н.В. Гоголя «Шинель» Значение образа шинели в одноименной повести Н. В. Гоголя Идейно-художественный анализ повести Н. В. Гоголя «Шинель» Образ «Маленького человека» в повести Гоголя «Шинель» Образ "маленького человека" (по повести \'Шинель") Образ “Маленького человека” в повести Н. В. Гоголя "Шинель" Образ «маленького человека» в произведениях Пушкина и Гоголя («Станционный смотритель» и «Шинель») Образ Башмачкина (по повести Н. В. Гоголя «Шинель») Повесть "Шинель" Проблема "маленького человека" в творчестве Н. В. Гоголя Ревностное отношение Акакия Акакиевича к «выписываемым завитушкам» Рецензия на повесть Н. В. Гоголя «Шинель» Роль гиперболы в изображении Башмачкина в повести Н. В. Гоголя «Шинель» Роль образа «маленького человека» в повести Н. В. Гоголя «Шинель» Сюжет, герои и проблематика повести Н.В. Гоголя "Шинель\' Тема \'маленького человека" в повести \'Шинель" Тема «маленького человека» в творчестве Н. В. Гоголя Трагедия "маленького человека" в повести \'Шинель" Характеристика образа Акакия Акакиевича (Н.В.Гоголь «Шинель») Тема «Маленького человека» в повести Н.В Гоголя «Шинель» Характеристика образа Башмачкина Акакия Акакиевича Трагедия маленького человека в «Петербургских повестях» Н.В. Гоголя Тема «маленького человека» в произведениях Н. В. Гоголя («Шинель», «Повесть о капитане Копейкине») Анализ повести Н. В. Гоголя «Шинель» Акакий Акакиевич Башмачкин: характеристика образа Как много в человеке бесчеловечности Главный герой повести Н. В. Гоголя «Шинель» Человеческая жестокость в отношении к бедному чиновнику (по повести Н. В. Гоголя «Шинель») (1) Реальность петербургского быта в повести Г. Гоголя «Шинель» Реальное и фантастическое в повести Н. В. Гоголя «Шинель» Кто виноват в трагедии Акакия Акакиевича Башмачкина? (по повести Н. В. Гоголя «Шинель») ТЕМА «МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА» В ПОВЕСТИ Н. В. ГОГОЛЯ «ШИНЕЛЬ» Идея гуманизма в повести Н. В. Гоголя «Шинель» Башмачкин 1 Башмачкин 2 Человеческая жестокость в отношении к бедному чиновнику (по повести Н. В. Гоголя «Шинель») (2) Чем похожи «Повесть о капитане Копейкине» и «Шинель» О повести Н. В. Гоголя «Шинель» Жизнь и смерть мелкого чиновника в повести Г. Гоголя «Шинель» Роль эпизода встречи Башмачкина со «значительным лицом» в проблематике повести Н. В. Гоголя «Шинель» Духовная жизнь Башмачкина Реальность петербургского быта в повести Н. В. Гоголя «Шинель» Встреча Башмачкина со «значительным лицом» в повести «Шинель» История Акакия Акакиевича Башмачкина Трагедия маленького человека в повести Н.В.Гоголя "Шинель" В чем заключается трагедия образа Акакия Акакиевича Башмачкина Расскажите о судьбе «маленького человека» и общее значение этого определения в повести Николая Гоголя «Шинель» Фантастическое и реальное в повестях Н. В. Гоголя «Шинель» и «Ночь перед рождеством» Образ «значительного лица» в повести «Шинель» Развитие темы "маленького человека" в творчестве Н. В. Гоголя