Лёгкое дыхание

Иван Алексеевич Бунин


Краткое изложение
Читается примерно за 2 минуты
Сочинения
17 сочинений
Главные герои
И их характеристика

«Загадка Любви и Красоты в рассказе И.Бунина «Легкое дыхание»»

Сочинение






Желая изобразить «легкое дыхание», И. Бунин, казалось бы, должен был выбрать самое лирическое, самое безмятежное, самое прозрачное, что можно найти в житейских событиях, происшествиях и характерах. Почему он не рассказал нам о прозрачной, как воздух, какой-нибудь первой любви, чистой и незатемненной? Почему он выбрал самое ужасное, грубое, тяжелое и мутное, когда захотел развить тему о легком дыхании?


Здесь можно усмотреть то, что в художественном произведении всегда заложены некоторые противоречия, некоторое внутреннее несоответствие между материалом и формой, что автор подбирает как бы нарочно трудный, сопротивляющийся материал, такой, который оказывает сопротивление всеми своими свойствами старания автора сказать то, что он сказать хочет. И чем непреодолимее, упорнее и враждебнее сам материал, тем как будто оказывается он для автора более пригодным. Та формальная сторона, событийная, направлена не на то, чтобы вскрыть свойства, заложенные в самом материале, раскрыть жизнь русской провинциальной гимназистки до конца, во всей типичности и глубине, проанализировать и проглядеть события в их настоящей сущности. Эта событийность направлена в обратную сторону: к тому, чтобы преодолеть эти свойства, к тому, чтобы заставить ужасное говорить на языке «легкого дыхания», и к тому, чтобы житейскую муть заставить звенеть и звенеть, как холодный весенний ветер. И преодолеть это сопротивление материала, расставить акценты автору помогает именно название.
Более подробно остановимся на названии. Оно делает возможным раскрытие самой важной темы рассказа и намечает ту доминанту, которая определяет собой все его построение. И вот такой доминантой данного рассказа и является «легкое дыхание». Оно является к самому концу рассказа в виде воспоминаний классной дамы о прошлом, о подслушанном ею когда-то разговоре Оли с ее подругой. Этот разговор о женской красоте, рассказанный в полукомическом стиле «старинных смешных книг», служит той катастрофой всей новеллы, в которой раскрывается ее истинный глубинный смысл. Во всей этой красоте самое важное место «старинная смешная книга» отводит «легкому дыханию». «Легкое дыхание! А ведь оно у меня есть, - ты послушай, как я вздыхаю, - ведь, правда, есть?» Мы как будто слышим этот вздох, и в этом комически звучащем и в смешном стиле переданном разговоре мы вдруг обнаруживаем совершенно другой его смысл, читая заключительные катастрофические слова автора: «Теперь это легкое дыхание снова рассеялось в мире, в этом облачном небе, в этом холодном весеннем ветре…» Эти слова как бы замыкают круг, сводя конец к началу. Как много иногда может значить, каким огромным может дышать маленькое слово в художественно построенной фразе.
Понятия Любви и Красоты раскрываются И. Буниным в противопоставлении: как не должно быть». Автор показывает, что является некрасивым, что нельзя назвать Любовью, и дает возможность читателю понять это.

Другие сочинения по этому произведению


Женские образы в рассказе И. А. Бунина «Легкое дыхание» Мотив любви «как солнечного удара» в прозе И. А. Бунина Роль символики в рассказах Бунина («Легкое дыхание», «Господин из Сан-Франциско») Тема любви и смерти (по рассказу И. А. Бунина «Легкое дыхание») Мое впечатление от рассказа И. А. Бунина «Легкое дыхание» (Первый вариант) Смысл названия и проблематика рассказа Бунина «Легкое дыхание» Почему Бунин сравнивает Олю Мещерскую с легким дыханием в рассказе «Легкое дыхание» Анализ новеллы И. Бунина «Легкое дыхание» Сочинение по новелле за И. Бунина «Легкое дыхание» Бунинская философия любви (по рассказу «Легкое дыхание») Легкое дыхание Ольги Мещерской (по рассказу И. А. Бунина «Легкое дыхание») Ольга Мещерская - характеристика литературного героя «Легкое дыхание» И. Бунина шедевр новеллистики XX столетия Две женские судьбы в рассказе И. А. Бунина «Лёгкое дыхание» Эпитафия ускользающей красоте (рассказ И.А.Бунина "Легкое дыхание") Эпитафия ускользающей красоте (по рассказу "Легкое дыхание")