Антоновские яблоки

Иван Алексеевич Бунин


Краткое изложение
Читается примерно за 3 минуты
Сочинения
23 сочинения

«Почему грустен рассказ Бунина «Антоновские яблоки»»

Сочинение




Почему не скрывает автор своего сожаления, что исчезает усадебная жизнь? Почему о прежней деревне, крепостном праве рассказчик едва упоминает, хотя трагическую жизнь русской деревни Бунин знал прекрасно? Об этом его ранние рассказы «Федосевна», «Танька», «Веселый двор», повесть 1909 г. «Деревня», в которой он пишет о все тех же родных краях: «Господи Боже, что за край! Чернозем на полтора аршина, да какой! А пяти лет не проходит без голода. Город на всю Россию славен хлебной торговлей,- ест же этот хлеб досыта сто человек во всем городе. А ярмарка? Нищих, дурачков, слепых и калек - да все таких, что смотреть страшно и тошно,- прямо полк целый!» Если обо всем этом знал Бунин, о чем тогда грустит его герой? Объяснение можно.найти в словах героя Бунина 30-х гг. Алексея Арсеньева: «Если писать о разорении, то я хотел бы выразить только его поэтичность». Не бездумно уходить от прошлого, а сохранить в памяти все лучшее, поэтичное в нем - этого хочет Бунин. Поэтому он дорожит памятью семьи, рода, всей жизнью в поместьях, об исчезновении которой повествуется в «Антоновских яблоках», в том числе дорожит тем бытом, который опоэтизирован в русской литературе XIX в.

Глубокий смысл заключен в эпизоде, когда рассказчик листает книги, а ими охвачено больше столетия: от екатерининской старины к «романтическим временам» Жуковского, Батюшкова, лицеиста Пушкина, потом к бабушкиной эпохе, игре на клавикордах и чтению «Евгения Онегина». «И старинная мечтательная жизнь встанет перед тобой».

Бунин оглядывается на жизнь предков, прочерчивает следы, ведущие от прошлого к настоящему. Тема памяти будет тревожить его до конца жизни, она - основная в «Жизни Арсеньева», в «Темных аллеях». В повести «Суходол», написанной через 11 лет после «Антоновских яблок», он скажет: «Росли суходольцы среди жизни глухой, сумрачной, но все же слаженной, имевшей подобие прочного быта и благосостояния…» Но «за полвека почти исчезло с лица земли целое сословие…» «Не имеем мы ни даже малейшего точного представления о жизни не только предков наших, но и прадедов… с каждым днем все труднее становится нам воображать даже то, что было полвека тому назад!» И дальше: «Надо помнить…»

«Антоновские яблоки», как и «Суходол»,- конечно, не эпитафия по поместной жизни. В составляющей их содержание поэтизации прошлого особую роль играет память, в ней заключен основной смысл произведения.

И еще об одной характерной особенности творчества Бунина, проявившейся в «Антоновских яблоках». В рассказе не происходит никаких событий, но за его четырьмя главами отчетливо ощущается процесс смены различных укладов жизни и даже исторических эпох. Это умение отразить жизнь во всей ее исторической и человеческой значительности, изображая при этом, казалось бы, самые незначительные ее внешние проявления, будет свойственно Бунину всегда.

Проза 900-10-х гг. В конце 900-х гг. происходят крутые перемены в художественном методе Бунина. Расширяется тематика его произведений, но в центре по-прежнему остаются «мужик и барин». Элегический стиль сменяется жестким реалистическим изображением жизни, исторического развития России, которое, считает Бунин, определяется спецификой национального характера. Под этим углом зрения в 1910 г. он написал повесть «Деревня». Основную мысль «Деревни» Бунин сформулировал так: «Это… начало целого ряда моих произведений, резко рисовавших русскую душу, ее светлые и темные, часто трагические основы». Полемически перечисляя традиционные мнения о своем творчестве, Бунин отмечал, что в «Деревне» «ни грусти, ни лирики нет и в помине, нет ни увядания, ни запустения». Сурово и резко пишет он о трагизме деревенской жизни, «одичании», «звериных» нравах, жестокости и мужиков, и помещиков, которая оборачивается равнодушием и к своей, и к чужой судьбе. Бунин изобразил тот нравственный и социальный тупик, в который зашла, по его мнению, Россия. Подчеркивая, что Россия едина и нет никакого разделения на крестьян и дворян или, как говорил Блок, на народ и интеллигенцию, Бунин рассматривает дворянское разорение как историческую трагедию России, когда «распалась связь времен» и Россия оказалась отброшенной в «дикарское» состояние («древляне», «татарщина»). Мучительно думая о судьбе России, он стремится разгадать «страшные загадки русской души» и представляет русский характер во всей его многоликости: от людей жестоких и злобных («Ночной разговор», «Ермил») до людей редкой душевной красоты («Захар Воробьев», «Лирник Родион», «Худая трава», «Хороших кровей»).

Во всем, о чем он пишет, подчеркнута жестокость русского человека и по отношению к себе, и по отношению к другим, постепенное одичание. Бунин находит объяснение этому трагическому процессу и в особенностях характера и психики русского человека, его быта, и в особенностях исторического развития России: ее положению между Востоком и Западом, в том, что крепостное право существовало до середины XIX в. Один из героев повести «Деревня» говорит: «Рабство отменили всего сорок пять лет назад,- что ж и взыскивать с этого народа?», «затоптали, забили народ». Но, с другой стороны, вины с народа Бунин не снимает. Вот диалог Кузьмы Красова и уездного чудака, «философа» Балашкина («Деревня»): «Боже милостивый! Пушкина убили, Лермонтова убили, Писарева утопили, Рылеева удавили… Достоевского к расстрелу таскали. Гоголя с ума свели… А Шевченко? А Полежаев? Скажешь - правительство виновато? Да ведь по холопу и барин, по Сеньке и шапка. Ох, да есть ли еще такая сторона в мире, такой народ, будь он трижды проклят?» - говорит Балашкин. А Кузьма, на стороне которого авторские симпатии, отвечает: «Величайший народ, а не такой, позвольте вам заметить». Но - все-таки «по Сеньке шапка».

Другие сочинения по этому произведению


"Антоновские яблоки" одно из поэтичных произведений И Бунина Анализ рассказа "Антоновские яблоки" И.А. Бунина Поэтическое восприятие Родины в рассказе И. А. Бунина «Антоновские яблоки» Философская проблематичность произведений И. А. Бунина (на примере рассказа «Антоновские яблоки») Художественные особенности рассказа И. А. Бунина «Антоновские яблоки» «Антоновские яблоки» И. Бунина как новелла настроений Смысл названия рассказа «Антоновские яблоки» Антоновские яблоки Анализ рассказа «Антоновские яблоки» Описание родной природы в рассказе И. А. Бунина «Антоновские яблоки» Антоновские яблоки - изобразительные приемы Тема дворянских гнёзд в творчестве Бунина И. А. «Антоновские яблоки» Художественные особенности рассказа «Антоновские яблоки» Поэтическое восприятие родины в рассказе «Угасающий дух» помещичье патриархальной России в ранних рассказах И.А. Бунина («Антоновские яблоки» и «Танька») Рассказ И. А. Бунина «Антоновские яблоки» "Антоновские яблоки", как философско психологический рассказ «Угасающий дух помещиков» в рассказе «Антоновские яблоки» Как меняется образ автора повествователя в рассказе "Антоновские яблоки" Психологические этюды в творчестве Бунина Художественные особенности рассказа Сюжетно-композиционное своеобразие одного из произведений русской литературы XX века