Униженные и оскорблённые

Фёдор Михайлович Достоевский


Краткое изложение
Читается примерно за 9 минут
Сочинения
12 сочинений
Главные герои
И их характеристика

«Наташа Ихменева - характеристика литературного героя»

Сочинение

НАТАША ИХМЕНЕВА — героиня романа Ф.М.Достоевского «Униженные и оскорбленные» (1861). Ее история занимает около двух третей романа, композиционно выстраиваясь в ряд эффектных драматических сцен, разделенных между собой кратким изложением текущих событий. Дочь Николая Сергеевича Ихменева, управляющего имением князя Валковского. В доме Ихменевых воспитывается сирота Ваня, которого с Н. связывает детская, невинная и чистая любовь. Но Ваня вырастает и уезжает в Петербург, где впоследствии становится профессиональным литератором. Между тем князь посылает в деревню к Ихменеву своего девятнадцатилетнего сына Алешу Банковского, который влюбляется в Н. Князь, подозревая корыстный расчет Н. и ее родителей, обвиняет Ихменева в воровстве. Чтобы вести процесс, Ихменев с семьей перебирается в Петербург, где после четырех лет разлуки Н. встречается с Ваней (Иваном Петровичем). Но прежнее детское чувство умерло — она влюблена в Алешу «как безумная, как сумасшедшая», по ее же собственным словам. Непримиримая вражда между Ихменевым и Валков-ским делает невозможной саму мысль о любви молодых представителей этих фамилий. Н. решает, вопреки воле отца, рискуя навлечь на себя родительское проклятие, уйти к Алеше. Князь, стремясь разорвать связь сына с Н., знакомит его с богатой и очаровательной девушкой Катей, которой Алеша увлекается. Ихме-нев проклинает дочь. Алеша, движимый инстинктивным порывом, признается Кате, что любит другую, и Катя жертвует собой ради счастья Н. Князь, тонкий психолог и изощренный интриган, разыгрывает иезуитский ход — он делает вид, что согласен на брак сына с Н. Успокоенный Алеша еще более увлекается Катей и охладевает к Н. Девушка понимает коварный замысел князя и, бросая ему в лицо обвинения, отказывается от каких бы то ни было прав на Алешу. Н. встречается с Катей и уступает ей Алешу, который, страдая от раздвоенности чувств, предлагает фантастический вариант, жестокую и невероятную идиллию («И право: я бы свел вас обеих вместе, а сам бы стоял возле да любовался на вас… Но мы будем все трое любить друг друга, и тогда…»). В конце концов он уезжает с Катей в деревню, чтобы там с ней обвенчаться. В финале романа Н. примиряется с родителями, но сердце ее разбито. Н. — сложный образ. Предельно точно обрисовывает суть любовной драмы Н. наивный и бесхитростный Алеша: «…она меня уж слишком любит, так что уж из меры выходит, а от этого и мне и ей тяжело». «Наташа готова идти дорогой жертв до конца, переступая «черту» за «чертой», — отмечает В.А.Тунима-нов, — но ее рабство — оборотная сторона тирании, мучительства. Алеше тягостны добровольные жертвы, болезненно подчеркнутое благородное смирение подавляет его». Исследователи романа (К.Мочульский, В.Тунима-нов, Г.Фридлендер и др.) отмечают, что в Н. заложены многие характерные черты будущих героинь Достоевского — как «гордых», «хищных», жертвующих собой с наслаждением, так и «кротких». Полина («Игрок»), Дуня Расколь-никова («Преступление и наказание»), Катерина Ивановна («Братья Карамазовы») — этих героинь объединяет с Н. не только сложность и противоречивость натуры, эмоциональная смятенность, иррациональность порывов и чувств, вступающих в противоречие с рассудком, но и особенный, присущий им эгоизм страдания — «растравление» душевной боли и наслаждение ею. Н. привыкает к страданиям, именно она произносит в романе «программную» фразу: «Надо как-нибудь выстрадать вновь наше будущее счастье; купить его какими-нибудь новыми муками. Страданием все очищается…» «Эгоизм страдания» овладевает ею как тяжелая прогрессирующая болезнь. После катастрофы она живет только мучительными воспоминаниями о минувшем — с необыкновенной художественной силой развитие этой болезни будет представлено Достоевским в романе «Преступление и наказание» в образе Катерины Ивановны Мармела-довой. Эгоизм страдания превращает Н.-жертву в Н.-мучителя. Она часто бывает жестока и несправедлива по отношению к вернейшему и покорнейшему Ивану Петровичу, бывшему ее жениху, подозревая его то в презрении и ненависти к Алеше, то в лицемерии (в его великодушии к сопернику ей чудится добровольная — оскорбительная для Алеши — жертва). Она пользуется услугами Ивана Петровича, не задумываясь о том, что у него, отвергнутого и вынужденного «быть на посылках», творится в душе. Н. — первая в ряду героинь Достоевского, сочетающих в себе кротость, жертвенность, самоотречение с потребностью жестоко мучить тех, кого они любят и кому приносят самые отчаянные жертвы; со способностью испытывать болезненно-утонченное наслаждение страданием, которое они не променяют ни на какое благополучие.

Лит.: Добролюбов Н.А. Забитые люди // Современник, 1861, № 1; Мочульский К.В. «Униженные и оскорбленные» // Мочульский К.В. Гоголь. Соловьев. Достоевский. М., 1995. С. 315-325; Туниманов В.А. Творчество Достоевского 1854-1862. Л., 1980.

Другие сочинения по этому произведению


Психологический портрет в русской литературе (по роману Ф. М. Достоевского "Униженные и оскорбленные") Роль природы в произведениях русских писателей xix века (по роману Ф. М. Достоевского \"Униженные и оскорбленные\") Роман "Униженные и оскорблённые" Сочинение по роману Достоевского «Униженные и оскорбленные» ИДЕЙНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ РОМАНА Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО «УНИЖЕННЫЕ И ОСКОРБЛЕННЫЕ» Идейная направленность романа Ф.М. Достоевского "Униженные и оскорбленные" Униженные и оскорбленные Роман «Униженные и оскорбленные» фельетонный роман Психологический портрет в русской литературе (по роману Ф.М. Достоевского "Униженные и оскорбленные") Поиск положительного герояв романе Ф.М. Достоевского «Униженные и оскорбленные» Униженные и оскорбленные в романе Достоевского "Преступление и наказание"