Николай Васильевич Гоголь
«Тема «маленького» человека в творчестве Н. В. Гоголя »
Один из самых ярких и самобытных художников в русской литературе,
В русской же литературе творчество Гоголя сближается с произведениями
Этих двух русских писателей объединяют многие общие темы, самой значимой из которых явилась тема «маленького» человека. Начатая
Данная тема начинает звучать уже в сборнике «Миргород» (1835 год). Три из четырех повестей цикла («Вий», «Старосветские помещики», «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем») показывают пошлость обыденной жизни героев, мелочность их мыслей и интересов. В «Миргороде» на первый план выходит тема личной ответственности человека за измельчание его души. Философ Хома Брут, герой повести «Вий», не смог одолеть свой страх, не нашел в себе достаточного мужества и поэтому пал жертвой ведьмы. Афанасий Иванович и Пульхерия Ивановна Товстогубы погрязли в теплой, но застоявшейся атмосфере их дома и друг друга, не допускающей ни малейшего движения извне. Любовь этих героев давно превратилась в привычку, устраивающую их обоих. Ничто не тревожит души Товстогубов, погрязших в уютном обывательском болоте.
Герои «Повести о том, как поссорились…» от скуки завели между собой тягостную судебную тяжбу. Ссора из-за ружья превратила закадычных друзей в заклятых врагов. Иван Иванович и Иван Никифорович — обыватели, позабывшие о своей душе, о ее интересах. Им скучно жить на свете, и они развлекаются, как могут.
С большей отчетливостью тема «маленького» человека прозвучала в комедии «Ревизор» (1835 год). Здесь же начинает формироваться и другая значимая тема в творчестве Гоголя — тема Петербурга. Петербург для Гоголя — это особое историко-культурное пространство, особый мир, воплощение государства и власти, прогресса и культуры. С другой стороны, гоголевский Петербург — это страшный фантасмагорический город, воплощающий в себе силы зла и выражающий трагические противоречия российской действительности. Все в нем иллюзорно и лживо. Этот город сводит с ума, в нем нет житья «маленькому» человеку.
В «Ревизоре» блистательная столица представлена Хлестаковым. В мире петербургских департаментов этот вчерашний провинциал никому не интересен и не нужен. Он всего лишь коллежский регистратор, простой переписчик бумаг. Карьера его не удалась, приобщение к блеску и комфорту столицы не состоялось. Неудачник Хлестаков едет обратно в свой «медвежий угол». Но в его душе живут мечты и страсти, порожденные карьерными амбициями, живут поразившие его воображение детали недоступного ему образа жизни блестящих чиновников. И вот, оказавшись в роли ревизора, окруженного любовью и угождением, знаками почтения и преданности, освобожденный от приниженности и страха, он берет реванш за то, что не состоялось в его жизни. Формой компенсации становится безудержный полет фантазии, включающий Хлестакова в мир генералов и министров, а в апогее едва ли не уравнивающий его с самим государем.
Наиболее полно тема «маленького» человека раскрывается в петербургских повестях Гоголя (1835 — 1842). В него вошли такие произведения, как «Невский проспект», «Нос», «Портрет», «Шинель», «Записки сумасшедшего», «Рим».
Герой «Невского проспекта» художник Пискарев становится жертвой прозаической и циничной действительности. Но в то же время он погибает от собственных романтических иллюзий (принимает продажную женщину за прекрасную даму и влюбляется в нее). Майор Ковалев из повести «Нос» — жертва собственных амбиций. Под их влиянием личность майора раздвоилась на Нос, обличенный властью и чином, и Не-Нос, страстно мечтающий всем этим богатством обладать.
Наиболее трагичным из всех персонажей является Поприщин из «Записок сумасшедшего». Он тоже жертва и общественных отношений, и внутренних противоречий. Герой стоит на самой низкой ступеньке социальной лестницы, его унижают и обижают власть имущие. В жизни героя поддерживает лишь одна идея: он страстно желает сравняться со значительными лицами Петербурга (жениться на дочке начальника департамента, завести себе «репутацию» «получше» своего начальника отделения, сделаться полковником, а может быть, «если бог даст, то чем-нибудь и побольше»). Поприщин мечтает так же, как и богатые чиновники, пользоваться незаслуженными привилегиями. Мучительные вопросы, на которых нет ответа, доводят героя до душевной болезни и сумасшедшего дома.
Героя повести «Портрет» художника Чарткова погубила страсть к наживе, легкой и красивой жизни. Имея большой талант и любовь к искусству, герой потерял все это, променяв на жизнь модного светского живописца. Как-то раз в газете появилась рекламная статья, оповещающая Петербург о появлении нового талантливого художника Андрея Петровича Чарткова. За деньги этот блистательный мастер готов был написать любой портрет. Вскоре у Чарткова не было отбоя от клиентов. В погоне за деньгами герой незаметно растрачивал свой талант, поступался своими принципами в искусстве. Из художника, подающего большие надежды, он превратился в талантливого ремесленника. Приукрашивая своих клиентов, Чартков нажил много денег и «сделался модным живописцем во всех отношениях». Он стал вести сугубо светский образ жизни, в котором нет места настоящему творчеству.
Таким образом, Чарткова погубили не только внешние обстоятельства, среда, но и отсутствие внутреннего сопротивления у героя. Он сам уничтожил в себе дар божий, поддался соблазнам страшного города.
Особое место в петербургских повестях занимает «Шинель». Главная тема этого произведения — тема душевного страдания «маленького» человека. Это страдание предопределено всем существующим укладом жизни.
Акакий Акакиевич Башмачкин — «вечный титулярный советник», каких много в каждом департаменте. Недаром Гоголь пишет, что герой служит «в одном департаменте», он «несколько рябоват», «несколько рыжеват», изъясняется он «такими частицами, которые не имеют никакого значения». Таким образом, Башмачкин — «один чиновник», «существо никем не защищенное, никому не дорогое, ни для кого не интересное». У Акакия Акакиевича в жизни нет никаких перспектив, его никогда не повысят по службе. Сам он об этом прекрасно знает и давно с этим смирился. Башмачкин живет в атмосфере отчаянной борьбы за существование, безропотно встречает насмешки и издевательства сослуживцев, которые не видят в нем человека. Сам Башмачкин тоже не ощущает себя личностью. Смысл жизни заключается для него в переписывании служебных бумаг, кроме этого для героя в жизни «ничего не существовало».
Одна любовь и одна страсть владела душой героя — будущая новая шинель. Мысль о приобретении шинели расцвечивает жизнь несчастного Башмачкина в яркие тона, делает его увереннее и счастливее.
Сшитая в результате титанических усилий шинель была украдена. «Самый торжественнейший день» в жизни Акакия Акакиевича становится днем величайшей трагедии. Эта трагедия заключается даже не в том, что Башмачкину вновь придется мерзнуть и голодать, а в том, что никто в этом мире не захотел помочь ему в беде, никто не заступился за него, не поддержал протест героя против несправедливости. Не в силах осмыслить происходящего и перенести потери, Башмачкин умирает. Автор стремится вызвать у читателя чувство боли за унижение человеческого достоинства и чувство протеста против условий жизни, допускающих такое унижение. С этой целью в повесть вводится фантастический финал, в нем выражен тот протест, которого нет у самого Акакия Акакиевича.
Сочувствие Гоголя к «маленькому» человеку не исключает его объективного взгляда на героя: Башмачкин — жертва, которая не осознает всего трагизма своего положения. Духовная «стертость» личности во многом определяет судьбу героя.
Можно сказать, что тема «маленького» человека является одной из главных в творчестве
Но не только среда виновата в том, что герои превращаются в пустое место, в пыль на улицах Петербурга. В своем обезличивании и разрушении герои во многом виноваты сами. В погоне за внешними радостями они забывают о самом главном — о своем внутреннем мире. Поэтому-то часто «маленькие» люди становятся жертвами блистательного и страшного Города.