Федор Иванович Тютчев


Биография
Биография писателя
Произведения
16 произведений
Сочинения
159 сочинений

«Стихи Ф. И. Тютчева о любви»

Сочинение

Ф. И. Тютчев — поэт возвышенного чувства, умеющий передать самые разные грани любви — «и блаженство, и без­надежность». Человеческое сердце не всегда способно вмес­тить всю силу переживаний, отражение в поэзии психологи­ческих нюансов придает любовной лирике Ф. И. Тютчева драматизм.

Романтическая идиллия предстает перед читателем в ранних стихотворени­ях Ф. И. Тютчева о любви. Воспоминание о любовном пере­живании окрашено в светлые и нежные тона в стихотворе­нии «Я помню время золотое…» (1834-1836), посвященном графине Амалии Лерхенфельд. Никакие жизненные бури не омрачают чувства героев. Прекрасный вечерний пейзаж, на фоне которого проходит свидание, дополняет внутреннюю гармонию чувств влюбленных:
И ветер тихий мимолетом
Твоей одеждою играл,
И с диких яблонь цвет за цветом
На плечи юные свевал.
Ты беззаботно вдаль глядела…
Край неба дымно гас в лучах;
День догорал; звучнее пела
Река в померкших берегах.

Эпитеты, широко использующиеся в тексте, обладают ярко выраженной положительной оценкой, что усиливает общее впечатление счастья и благополучия: «время золотое», «милый край», «младая фея», «нога младенческая», «течи юные», «веселость беспечная» и т. д. Лишь в финальной стро­фе звучит легкое напоминание о конечности счастья:
И ты с веселостью беспечной
Счастливый провожала день;
И сладко жизни быстротечной
Над нами пролетала тень.

Иначе предстает любовь в лирике позднего периода Ф. И. Тютчева. Это поединок двух сердец, несущий в себе как блаженство, так и иссушающую душу страсть. Чувст­во женщины более естественно и ранимо, чем любовь мужчины, но при этом именно возлюбленной приходится порой вступать в поединок со светским мнением, грубо вторгающимся в хрупкие отношения влюбленных. За­висать людская, сплетни враждебны любви, подвергают ее тяжелым испытаниям:
Чему молилась ты с любовью,
Что, как святыню, берегла,
Судьба людскому суесловыо
На поруганье предала.
«Чему молилась ты с любовью…» (1851-1852)

Финал отношений всегда предопределен, а потому даже в самые блаженные мгновения мысль о конечности любви, за­вершенности отношений с возлюбленной вносит ноту грусти:В разлуке есть высокое значенье:
Как ни люби, хоть день один, хоть век,
Любовь есть сон, а сон — одно мгновенье,
И рано ль, поздно ль пробужденье,
А должен наконец проснуться человек…
«В разлуке есть высокое значенье…» (1851)

Поэту удается представить себе те чувства, которые ис­пытывает влюбленная женщина (вспоминается пушкинская Татьяна Ларина). Так, например, вся гамма женских пережи­ваний раскрывается с психологической достоверностью и конкретностью в стихотворении «Не говори: меня он, как и прежде, любит…» (1851-1852).

Поэт представляет любовь как стихию, справиться с ко­торой человеку порой бывает не под силу. Такое чувство пе­рестает нести просветление и чистоту, оно приобретает раз­рушительное начало. О таких страшных мгновениях поэт го­ворит в стихотворении «О, как убийственно мы любим…» из «денисьевского цикла» (1851), посвященное музе и тайной жене Ф. И. Тютчева на протяжении 15 лет Елене Александ­ровне Денисьевой:
О, как убийственно мы любим.
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!

Страшнее всего для лирического героя осознание собст­венного бессилия, неспособности спасти, защитить возлюб­ленную. Сложность ситуации, многогранность любовного чувства автор обостряет посредством использования в языке стихотворения антитез: «что сердцу… милей» — «вернее гу­бим», «смех младенческий» — «слезы» и т.д.

Стихотворения Ф. И. Тютчева о любви не только поража­ют психологической глубиной, они еще и философичны. Даже в последние годы жизни великое чувство не оставляет поэта:
О, как на склоне наших лет
Нежней мы любим и суеверней…
Сияй, сияй, прощальный свет
Любви последней, зари вечерней!
«Последняя любовь» (1852-1854)

По словам В. Гиппиус: «Тютчев поднимает любовную ли­рику на ту же высоту обобщения, на какую была поднята его лирика природы».