Александр Трифонович Твардовский


Биография
Биография писателя
Произведения
13 произведений
Сочинения
90 сочинения

«Отголоски прошлого в поэмах»

Сочинение

Писать стихи Александр Трифонович Твардовский начал с раннего детства. Судьба крестьянства в годы коллективизации - основная тема первых поэм Твардовского: \"Путь к социализму\" (1931 г.), \"Вступление\" (1933 г.). Но настоящую славу молодому поэту принесла опубликованная в 1936 г. поэма \"Страна Муравия\", где в незатейливой сказочной форме он отразил жизнь крестьян во время \"великого перелома\". Во время Великой Отечественной войны Твардовский с первых до последних дней находился на фронте, созданная в это время поэма \"Василий Теркин\" стала произведением, которое было и летописью войны, и агитационным словом.

В конце 40-х гг. поэт совершает ряд поездок в Сибирь, на Дальний Восток, в Якутию, где пишет поэму \"За далью даль...\". В конце 60-х Твардовский пишет свою итоговую поэму-исповедь \"По праву памяти\", где бескомпромиссно и правдиво говорит о тяжелом времени сталинизма, о трагической противоречивости духовного мира человека в этот период.

Если разделить все творчество поэта на два этапа: довоенный и послевоенный, - то нетрудно заметить, что в первом преобладает политическая тема: тема тяжелой доли крестьян и рабочих, например \"Дневник председателя колхоза\", во втором же мы явно видим тему времени, тему прошлого и будущего. Эта тема наиболее ярко отразилась в последних поэмах Твардовского: \"За далью даль...\" и \"По праву памяти\".

В поэме \"За далью даль...\" сюжет ослаблен до минимума - это просто путевые заметки, впечатления, раздумья человека, следующего из Москвы через всю Сибирь. Вся поэма построена по принципу обозрения эпохи, народной жизни. Здесь изображается не только современность, но и историческое прошлое. События самого узкого, частного, личного характера соотнесены с историческим прошлым, полным трагедийного накала. Неожиданная встреча с другом ранней юности на таежной станции Тайшет, незаконно репрессированным в 30-е гг. и сейчас возвращающимся обратно, рождает образ-символ прошлого - сложной исторической эпохи:

И вспомнил я тебя, друг детства,
И тех годов глухую боль.

Личные воспоминания преобразуются в яркие картины минувшего, связанные с драматическими обстоятельствами и последствиями эпохи культа личности Сталина:

Так это было. Четверть века
Призывом к бою и труду
Звучало имя человека
Со словом Родина в ряду.

Мы звали - станем ли лукавить? -
Его отцом в стране - семье.

Тут ни убавить,
Ни прибавить, -
Так это было на земле.

Уже в этих воспоминаниях, наряду с величественным и скорбным прошлым, отдельными судьбами людей, друзей детства и молодости, ощущается незаурядная личность лирического героя. Масштаб его личности под стать всем тем событиям прошлого, которые он пропускает через свою память. Поэма \"За далью даль...\" повествует о десяти сутках в настоящем, но вбирает в себя два последних века страны.

Особенно явственно отголоски прошлого слышатся в поэме Твардовского \"По праву памяти\", где центральное место занимает проблема того, какую долю \"отец народов\" уготовил своим детям. Выразительно и твердо названная \"По праву памяти\" поэма родилась как акт сопротивления, всем своим названием взрывала страшное молчание, покрывающее прошлое - многие годы сталинского режима, и била по его организаторам:

Кто прячет прошлое ревниво,
Тот вряд ли с будущим в ладу.

Эта поэма Твардовского адресована современной молодежи, обращена к ее духовно-нравственным, идейным поискам и устремлениям \"Вам из другого поколения\" - обращался поэт. Необходимо помнить, что история не делится на отрезки, события ее не распределяются по чинам и званиям: каждый отвечает за все, что было в прошлом, совершается в настоящем и произойдет в будущем:

Давно отцами стали дети,
Но за всеобщего отца
Мы оказались все в ответе,
И длится суть десятилетий,
И не видать еще конца.