Жорж Санд


Биография
Биография писателя
Произведения
3 произведения
Сочинения
2 сочинения

«Творчество Жорж Санд и мужественное сердце писательницы»

Сочинение

Писательница Аврора Дюпен (по мужу Дюдеван) писала под псевдонимом Жорж Санд и была крупнейшим представителем французского романтического социально-психологического романа, который предоставил питательную почву для развития классического реализма.

Эта просвещенная и революционно настроенная женщина считала своими литературными учителями Руссо и Гете, и посвятила жизнь борьбе с социальным неравенством, как между отдельными слоями общества, так и между мужчиной и женщиной.

Она прожила яркую жизнь, дружила с Жерменой де Сталь, Виктором Гюго, Альфредом Мюссе, с реалистами - Стендалєм, Бальзаком, Флобером, с композиторами – Листом и Шопеном, с поэтом Мицкевичем, с художником Делакруа.

Эта женщина воспринималась при жизни как экзотическое явление, ведь она, в отличие от других женщин того времени, выступала сама по себе, как самостоятельный художник и как самостоятельная личность.

Полуаристократка, полупростолюдинка, Аврора Дюпен с детства испытала унижения, связанных с «неполноценным» происхождением. Несчастливый брак с Казимиром Дюдеваном, который возник так, как возникало большинство браков того времени, т. е. не только без осмысленного выбора, а и практически без хорошего знания друг друга, распался, так как будущая писательница приняла мужественное решение: зная, что мир осудит ее, она оставила свой родной Ноан и отправилась в Париж, где ее ждали трудности, ежедневная работа и творческая жизнь.

Аврора Дюпен начала писать ради экономической независимости от мужа и постепенно приобрела славу одного из самых серьезных писателей социально-романтической школы. Романтик всегда воплощает в произведении искусства собственный идеал, и героини многочисленных романов Жорж Санд ( «Индиана» ( 1832 ), «Лелия» ( 1833 ) и др. ) выступают воплощением субъективного идеала.

Главной ценностью основательница женской эмансипации считала свободу. И именно такими являются ее героини. Они разрывают связи с нелюбимыми мужьями и идут навстречу настоящей любви.

Творчество Жорж Санд несет в себе немало противоречивых моментов. «Одной из наших святых», - назвал ее И. Тургенев, которого поражали широта натуры и мужественное сердце писательницы. Однако слишком идеализированные героини не могут не вызвать иронии. Все они говорят очень уже правильным языком и никогда не совершают ошибок.

Одновременно нельзя не сказать: Жорж Санд является настоящей наследницей просветителей. Главной целью ее творчества был не эпатаж, в котором ее часто обвиняют, а служение обществу с высокой целью его усовершенствования. Когда французский романтизм разделился на два направления: на чистое искусство и на школу социального романа, или на «искусство ради искусства» и «искусство ради прогресса», Жорж Санд вместе с Виктором Гюго возглавили второе направление.

Жорж Санд называла свое искусство «романтизмом для людей» или „народным романтизмом» и не только защищала общечеловеческие ценности, а и боролась с проявлениями так называемого «демонического начала», к которому склонялись Байрон, Мюссе и др. Романы «Ускок» ( 1838 ) и «Орас» ( 1841 ) развенчивают индивидуализм, равнодушное отношение к проблемам общества.

Романы «Консуэло» ( 1843 ) и «Графиня Рудольштадт» ( 1844 ) посвященные Полине Виардо, дочери цыгана из Севильи, которая поразила когда-то Европу своим уникальным талантом. «Сегодня я видел большое торжество искусства», - записал И. Тургенев в дневнике после того, как впервые увидел Виардо. «Она поет, будто дышит», - с увлечением писал А. Мюссе в 1838 г.

В романах о судьбе гениальной певицы существует много намеков на современников Жорж Санд. Но главным в них является другое: Консуэло, дочь бродячей артистки, умом и талантом превышает многих аристократов. Она идет достойным путем не только в жизни, а и в творчестве, покоряет публику не внешностью или кривляньями, а голосом и актерским талантом.

Судьба приводит Консуэло в Богемию (Чехия), где она становится невоенным участником трагической борьбы славян за свое национальное достоинство и встречает интересную личность - чешского аристократа, графа Рудольштадта, с которым связывает жизнь.

На изображении борьбы чешских патриотов отобразилась многолетняя дружба Жорж Санд с Шопеном, польским композитором, который находился в Европе в эмиграции из-за подавления духовной свободы в его родной Польше. Так же, как Польша страдала под русским гнетом, так же страдала Чехия под гнетом Австрийцев. Жорж Санд обращается к событиям ХVIII ст., но осмысливает события столетия ХIХ (принцип В. Скотта ). В романе действуют исторические лица (прусский монарх Фридрих, австрийская императрица Мария Тереза, просветитель Вольтер), но на уровне фона; главными героями являются выдуманные персонажи. И здесь Жорж Санд якобы подражает Скотту, но, в отличие от английского писателя, который убрал из своих книг все то мистическое и загадочное, чем так щедро оснащали свои произведения авторы «готичных романов», Жорж Санд изображает тайное собрание франко-масонов, наполняет свой рассказ невероятными совпадениями и обстоятельствами. Особенно названная тенденция проявилась во второй части («Графиня Рудольштадт»).