Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин


Биография
Биография писателя
Произведения
17 произведений
Сочинения
137 сочинений

«Сатирическая хроника русской жизни. (Салтыков-Щедрин)»

Сочинение

М. Е. Салтыков-Щедрин — один из самых известных литературных сатириков XIX века. Роман \"История одного города\" является вершиной его художественного творчества. Несмотря на название, за образом города Глупова скрывается целая страна, а именно — Россия. Так, в образной форме, Салтыков-Щедрин отражает наиболее ужасные, требовавшие повышенного общественного внимания стороны жизни русского общества. Главной идеей произведения является недопустимость самовластия. И именно это объединяет главы произведения, которые могли бы стать отдельными рассказами. Щедрин рассказывает нам историю города Глупова, что происходило в нем на протяжении примерно ста лет. Причем акцентирует внимание на градоначальниках, так как именно они выражали пороки городского управления. Заранее, еще до начала основной части произведения, приводится \"опись\" градоначальников.



Тема самовластия, как и тема собственности, постоянно была в центре внимания Щедрина-писателя. И если служение призраку собственности нашло свое выражение в романе \"Господа Головлевы\", особенно в образе Иудушки, то служение призраку государства обрело аналогичное, классическое воплощение в \"Истории одного города\", где писатель нарисовал целую галерею самовластных правителей, которую завершает зловеще монументальная фигура Угрюм-Бурчеева.

\"История одного города\" — история угнетения народа и решительное осуждение безропотного смирения, которое и сделало возможным существование насквозь прогнившего реакционного строя.

\"История одного города\" написана от имени глуповских летописцев, запечатлевших важнейшие деяния глуповских градоначальников с 1731 по 1825 год. Сам автор объявляет себя издателем найденной им в глуповском городском архиве объемистой тетради, поясняя и комментируя которую, становится в позу мнимого простодушия, что позволило ему выразить самые смелые мысли под видом наивных рассуждений недалекого провинциального архивариуса.

Хронологические рамки повествования достаточно условны. Сам автор вольно обращается с ними. Он то высмеивает монархическую легенду о призвании варягов, тем самым относя действие повествования к далеким временам основания Русского государства, то переносится к современным ему событиям.

В \"Описи градоначальников, в разное время в город Глупов от российского правительства поставленных\" подчеркнуты такие свойства этих градоначальников, которые роднят их с реальными фигурами. Шаржированные, доведенные до гротеска образы щедринских администраторов воплощали черты современных автору исторических лиц. О статском советнике Грустилове, например, сказано: \"Друг Карамзина. Отличался нежностью и чувствительностью сердца, любил пить чай в городской роще, и не мог без слез видеть, как токуют тетерева. Оставил после себя несколько сочинений идиллического содержания и умер от меланхолии в 1825 году\". Эта биографическая справка завершена кратким замечанием: \"Дань с откупа возвысил до пяти тысяч рублей в год\". Можно говорить об императоре Александре I как историческом прототипе Грустилова. Но Грустилов в такой же мере злая насмешка над правлением Александра I.

Ограниченность и тупоумие начальства разливается в \"Истории одного города\" таким широким потоком, что на этом фоне выглядит достоверно совершенно фантастический гротеск, когда градоначальником впопыхах был назначен Дементий Варламович Брудастый, в черепную коробку которого был вмонтирован несложный механизм, способный выкрикивать два слова: \"не потерплю\" и \"разорю\". Однако это примитивное устройство не помешало органчику исправно исполнять главную обязанность: \"привести в порядок недоимки, запущенные его предшественником\".

Изобразив все стадии глуповского распутства, Щедрин показывает, как аппарат самодержавной власти все более тупеет и разлагается. И как результат — вырождается в Жуткое чудовище, сосредоточившее остатки своих сил, чтобы погубить народ.

Основные приёмы щедринской сатиры – фантастика, гротеск, аллегория, ирония, сарказм. Однако фантастика у художника реалистична, она подчёркивает абсурдность, бессмысленность глуповской жизни. К сожалению, много из того, что изобразил писатель как фантастическое, оказалось мрачным пророчеством.