Райнер Мария Рильке


Произведения
1 произведение
Сочинения
15 сочинений

«Философия мира в поэзии Рильке»

Сочинение



Имя Р. М. Рильке - одного из величайших лириков XX века - стоит рядом с именами П. Верлена, Э. Верхарна, А. Блока. В творчестве этих поэтов нашла отражение знаменательная, грозовая эпоха конца XIX - начала XX века. Переживание исторического перелома делает необходимым обращение поэта к осмыслению первоначал бытия, к философскому постижению мира. В сборнике « Часослов » Р. М. Рильке напряженно размышляет над природой высшей духовной силы мира-Бога. Герой«Часослова», монахи паломник, находится в непрерывном общении с Богом, все время беседует с ним, обращается к нему с вопросами. Прежде всего поражает набор эпитетов, какими Р. М. Рильке наделяет своего Богов. Бог у не го «тишайший», «глубочайший», «молчаливый», «боязливый», «сумеречный». В этик эпитетах нет ничего, что свидетельствовало бы о величии, блеске или великолепии Бога. Правда, в одном стихотворении поэт восклицает:

* «Боже, ты велик», - но тут же поправляется:
* Но ты так темен…»

«Темный» - вот основная характеристика Бога в «Часослове». В отличие от общепринятого сочетания понятий: Бог, свет, с одной стороны, и дьявол, мрак - с другой у Р. М. Рильке Бог всегда сочетается с темнотой. Только предстает Бог - темный, тихий и тоже смиренный. Бог подобен одинокому молчаливому соседу. В одном из стихотворений «Часослова» Р. М. Рильке пользуется древней мифологической символикой, сравнивая мир с деревом, при этом Бог-переплетение корней этого дерева, уходящих в ночную тьму. Иначе говоря, Бог «Часослова» - это глубинное творческое начало.

В поэзии Р. М. Рильке предметом философского осмысления становится мир вещей. «Я так люблю слушать, как поют вещи», - пишет он в одном из стихотворений. Вещи отрешенны, невозмутимы, полны тихого достоинства. Настоящий поэт должен, по Р. М. Рильке, подражать вещам, создавая стихотворения - вещи. В сборнике «Новые стихотворения» в этом жанре написаны «ранний Аполлон», «Лебедь», «Газель», «Единорог», стихи о Шартрском соборе. Они отличаются пластичностью, яркостью словесных образов, передающих осязаемость и зримость предметов реального мира.

Но что же такое в этом мире человек? Эту философскую проблему Р. М. Рильке решает в сборнике «Дуинезские элегии». Человек одинок, бесконечно одинок. Даже звери чувствуют, что человеку не так уж уютно в созданном им « мире значений и знаков». А что осталось от мира вещей?

* Нам остается, быть может,



* Дерево там, над обрывом, которое мы ежедневно
* Видели бы; остается дорога вчерашнего дня
* Да прихотливая верность упрямой привычки.
* Которая к нам привязалась и бросать не хочет.

Итак, вещи бренны и недолговечны. И задача поэта состоит в том, чтобы спасти вещи от гибели, одухотворив, сделав их невидимыми. В программном стихотворении «Поворот» об этом говорится так:

* Зрение свой мир сотворило,
* Сердце пускай творит
* Из картин, заключенных в тебе.

Итак, Р. М. Рильке в своих стихах создал своеобразную философию. Бог, человек, мир явлений все это поэтом осмыслено и пережито. Присущая Р. М. Рильке духовная широта, глубина мысли, и непосредственность чувства ставят его в число наследников великих гуманистических традиций европейской литературы прошлого.