«Сказки Шарля Перро. Что сближает сказку с басней»
Сочинение
Сочинение для младших классов по теме изучения детской литературы, в частности сказки. Каждая сказка Перро заканчивается нравоучением в стихах, которое как бы сближает сказку с басней - жанром, принятым с некоторыми оговорками поэтикой классицизма. Тем самым автор хотел «узаконить» сказку в системе признанных литературных жанров. Но нравоучение в конце сказок не имеет ничего общего с текстом самой сказки. Потому в детских изданиях нравоучения без всякого ущерба для повествования опускаются. Фольклорные образы и сюжеты приспособлены Перро к идеям и вкусам образованных французских читателей XVII века. Сказочные герои действуют в окружении народного и аристократического быта. Здоровый практицизм, трезвый ум, ловкость, находчивость торжествуют в сказках Перро над аристократическими предрассудками и условностями. С помощью ловкого пройдохи, Кота в сапогах, деревенский парень женится на принцессе. Смелый и находчивый Мальчик с пальчик побеждает великана-людоеда и выбивается в люди. Терпеливая, работящая Золушка выходит замуж за принца.
Многие сказки кончаются «неравными» браками. Терпение и трудолюбие, кротость и послушание получают у Перро самую высокую награду. В нужную минуту на помощь героине приходит добрая фея, которая превосходно справляется со своими обязанностями: карает порок и вознаграждает добродетель. Перро с помощью сказочных мотивов выражает свои идеи, вводит новые образы и реалистические бытовые сценки, отсутствующие в фольклорных источниках.
* Сестры Золушки, получив приглашение на бал, занимаются выбором нарядов и причесок.
* «- Я,- говорила старшая,- надену платье из красного бархата и украшения, которые мне прислали из Англии.
* - Я,- говорила младшая,- надену свою обычную юбку, но зато у меня будет накидка с золотыми цветами и бриллиантовый пояс - такой не у всякой есть.
* Послали за лучшей парикмахершей, чтобы приготовить им чепчики в две складочки, и купили мушек у лучшей мастерицы».
Иногда Перро приоткрывает самые мрачные стороны современной ему действительности. При этом в произведении ощущаются антифеодальные настроения автора. Дровосек и его многодетная семья живут в нищете и голодают. Только однажды им * удалось сытно поужинать, когда «сеньор прислал десять экю, которые давно был им должен, и они уже даже не надеялись их получить» («Мальчик с пальчик»). Кот в сапогах запугивает крестьян грозным именем мнимого феодала: «Добрые люди, жнецы! Если вы не скажете, что все эти поля принадлежат господину маркизу де Караба, то вас всех изрубят, как начинку для пирога!» Сказочный мир Перро, при всей его кажущейся наивности, достаточно сложен и глубок, чтобы увлечь не только воображение ребенка, но и воздействовать на взрослого читателя. Так, сказка «Рике с хохолком» отличается психологически тонким и серьезным замыслом. Остроумные светские беседы уродливого Рике и красавицы принцессы дают возможность автору раскрыть в непринужденно-занимательной форме свою нравственную идею: любовь облагораживает человека. «Когда принцесса хорошенько подумала о постоянстве своего возлюбленного, о его скромности и о всех добрых сторонах его души и его ума, она после этого больше уж не видела кривого его тела и безобразного его лица». Но, как всегда у Перро, даже и в это серьезное рассуждение врывается веселая, лукавая шутка: «…его громадный красный нос показался ей чем-то воинственным и героическим». Тонкая ирония, изящный стиль, остроумные нравоучения Шарля Перро помогли его сказкам занять место в «высокой» литературе. После выхода сборника Перро во Франции установилась настоящая мода на литературную сказку. Перро оказал заметное влияние на последующее развитие европейской сказочной литературы. Новое осмысление фольклора стало характерным для сказок братьев Гримм, наиболее близких к народным источникам, и для литературных сказок Гауфа и Андерсена.
Сказки Перро и в наше время продолжают выходить в новых изданиях для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Они до сих пор волнуют маленьких читателей своими сказочными историями и героями.