Николай Алексеевич Некрасов


Биография
Биография писателя
Произведения
23 произведения
Сочинения
199 сочинений

«Историко-революционные поэмы Н. А. Некрасова»

Сочинение

В 70-е гг. Некрасов продолжает работать в жанре поэмы. В этот период он создает несколько боль­ших произведений историко-революционного характера.

Обращение поэта к истории было не отходом от современности, но лишь особой формой служения ей. Некрасов утверждал преемственную связь, суще­ствующую между передовой молодежью и декаб­ристами. Характерно, что историко-революционные поэмы, как и часть его лирики, были прямо обра­щены к молодому поколению. В особенности это от­носится к поэме «Дедушка» (1870), построенной в виде беседы возвратившегося из ссылки дедушки-де­кабриста с внуком Сашей. Некрасов сознательно изображает своего героя не сломленным ни мо­рально, ни физически. Несмотря на тяжелейшие ис­пытания, выпавшие на его долю, он все еще «бодр и красив», «строен, высокого роста», у него «пос­тупь, осанка тверда».

Поэма «Русские женщины» (1872—1873), воспев­шая подвиг жен декабристов, состоит из двух час­тей, написанных в разной творческой манере: роман­тической («Княгиня Трубецкая», 1872) и реалисти­ческой («Княгиня М. Н. Волконская», 1873).Основным источником этой части поэмы послу­жили автобиографические записки самой Волкон­ской. С ними поэта ознакомил ее сын — М. С. Вол­конский (тогда записки его матери еще не были опубликованы). Некрасов делал заметки карандашом в принесенной им тетради. За три вечера чтение было закончено. «Вспоминаю,— писал впоследствии М. С. Волконский,— как при этом Николай Алексе­евич по несколько раз в вечер вскакивал и со сло­вами: \"Довольно, не могу\" — бежал к камину, са­дился к нему и, схватясь руками за голову, плакал, как ребенок».

Сначала поэма была названа «Декабристки», но в процессе работы Некрасов дал ей другое название — «Русские женщины», придав тем самым своему по­вествованию более обобщающий смысл. Говоря о своих героинях, он специально подчеркивал: «...са­моотвержение, выказанное ими, останется навсегда свидетельством великих душевных сил, присущих русской женщине, и есть прямое достояние поэзии».