Владимир Владимирович Маяковский


Биография
Биография писателя
Произведения
24 произведения
Сочинения
227 сочинений

«"Послушайте!" Вы слышите?.. (Маяковский)»

Сочинение

\"Послушайте! Ведь, если звезды зажигают - // значит - это кому-нибудь нужно?\" Эти строки знакомы почти каждому (многим даже успели надоесть), их цитируют в фильмах, книгах, в обычном разговоре. Рожденные в далеком 1914 году, они уже успели \"затереться\" в будничной пыли, потерять свою первоначальную свежесть... Эти строки знакомы почти каждому, но мало кто знает, что принадлежат они В. Маяковскому, что начинают его по-маяковски простое \"Послушайте!\" - стихотворение-порыв - слишком импульсивное, неожиданно лиричное, почти нерифмованное, приоткрывающее глубину
вечности.
\"Послушайте!\" Вы слышите?.. Мягкость, нежность, теплота и доверие к нам, читателям, в этом обращении. Писал бы поэт такое стихотворение (нет, такого не написал бы, но все же...) в 1919 или 1924, на нас бы кричало с листа энергичное \"слушайте!..\" Но здесь \"послушайте\" - словно поэт берет тебя за руку и нашептывает... Нет, мы с вами не верим, что это разговор по душам, с опаской читаем дальше - это же Маяковский... Маяковский, а значит, можно ожидать чего угодно!
Вот, я же говорила!.. Читайте: \"…кто-то называет эти плевочки жемчужиной?\" И это после тепло-спокойных первых четырех строк. Слава богу, что только \"плевочки\", хотя слово и так режет слух, рушит только что выросшую картину глубокого звездного неба. Чего вы хотите, это же Маяковский... Даже \"жемчужина\" ничего не меняет. Мы с вами уже поверили, что поэт надел маску романтика-мечтателя, ан нет... С ним всегда надо быть настороже. Дальше...
После лирического начала мы сталкиваемся с динамикой развития мысли, энергией и эмоциальным напором бьют следующие строки. \"Врывается\", \"боится, что опоздал\", \"плачет\", \"целует\" - целый список глаголов, заставляющих сердце учащенно биться, глоток свежего воздуха, насыщенного гласными \"а\" да \"и\"... И опять рядом с возвышенным, как это часто у Маяковского, стоит повседневное, из нашей обыденной жизни: \"пыль\" (хотя у него целые \"метели полуденной пыли\" - сама по себе прекрасная находка), слова \"боится, что опоздал\" чем-то напоминают бег за автобусом, \"жилистая рука\" бога - тоже простой, знакомый образ, но совершенно расходящийся с представлением о небесном Творце... Динамика еще и в чередовании длинной строки с укороченной до одного слова... \"А после // ходит тревожный, // но спокойный наружно\"... - опять мягкая и протяжная \"о\", а далее \"э\" смиряют темп повествования. Риторические вопросы замедляют ритм, заставляя нас замереть и подумать, зачем \"необходимо, // чтобы каждый вечер // над крышами // загоралась хоть одна звезда?!\"... Тем самым автор замыкает круг (композиционный круг), очертив взглядом вечно глубокое звездное небо. Повторив вопрос, он оставляет нас наедине с нашими размышлениями...
Для многих в этих тридцати строках есть свое близкое, любимое, значимое. У меня... наверное, пропущенная многими пятнадцатая строка (поэт случайно-неслучайно сделал ее серединной, переломной): \"…не перенесет эту беззвездную муку!\" Здесь сквозь маску прорывается душа поэта, сама не ведая этого, здесь есть искренность и звон нервной струны: наболевшего, предчувствуемого... Что есть \"беззвездная мука\" для Маяковского? Пустота вообще или холодность отношений? Отсутствие вдохновения, идей? Отсутствие веры в то будущее, которое вошло в историю под избитым (для нашего поколения) названием \"светлое\"? Нелюбовь любимой? Крах идеалов?.. Стихотворение - порыв, предчувствие... Будет в его жизни все, а пока, в 1914 году, он пишет стихотворение \"Послушайте!\".

Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают,
Значит - это кому-нибудь нужно?
Значит - кто-то хочет, чтобы они были?..

Звезды для него погасли в тридцатом.
\"Послушайте!\" Вы слышите?..
Емельянова С. 11 класс, 628 женская гимназия, С.-Петербург