Николай Семёнович Лесков


Биография
Биография писателя
Произведения
17 произведений
Сочинения
57 сочинений

«Путь Лескова в литературе был сложным и трудным»

Сочинение



Он начал печататься в напряженные 60-е годы одновременно с целой плеядой писателей. Казалось бы, Лескова многое с ними сближало: интерес к народной жизни, использование жанра очерка, демократизация литературной речи. Однако нечеткость позиции в обстановке острой идейной борьбы привела к тому, что Лесков очутился в лагере противников революционно-демократического движения. Это отразилось в его рассказе «Овцебык» (1863) и в двух романах — «Некуда» (1864) и «На ножах» (1870 — 1871). В романах (особенно во втором) содержались резкие нападки на «новых людей», что и дало основание прогрессивной критике причислить Лескова к числу «антинигилистических писателей». По поводу романа «На ножах» даже Достоевский, который сам в это время остро полемизировал с революционно-демократической идеологией, писал, что там «много вранья, много черт знает чего, точно на луне происходит. Нигилисты искажены до бездельничества...». Однако стихийный демократизм, присущий Лескову, привел его в конечном счете к разрыву с реакционными кругами.


Проблема народа, поставленная в литературе 60-х годов, была одной из центральных в творчестве Лескова. «Я не изучал народ...— с гордостью говорил о себе писатель,— я вырос в народе» . Уже в 60-е годы он был далек от идеализации народной жизни, объективно сближаясь в принципах его изображения с демократическим лагерем. Таковы «Житие одной бабы» (1863) и «Леди Макбет Мценского уезда» (1865) (это название должно было напомнить читателям название рассказа Тургенева «Гамлет Щигровского уезда»). Создавая сложный характер Катерины Измайловой («Леди Макбет...») и сравнивая ее по силе страстей с шекспировской героиней, Лесков полемически отталкивался от «Грозы» Островского. Само имя героини, избранное Лесковым, конфликт между естественным человеческим чувством и традиционным строем патриархального купеческого быта — все это невольно напоминало Островского. Спор с драматургом был вызван иным пониманием характера взаимоотношений герои-пи и окружающих ее жизненных обстоятельств. У Островского Натерина не несет на себе отрицательного отпечатка той среды, п которой она выросла. У Лескова же его героиня при всем ее стихийном влечении к воле, простору, любви оказывается в конечном счете зараженной пороками того самого купеческого быта, который, казалось бы, был так ей самой отвратителен и ненавистен. Для Лескова именно в этом и заключается суть трагического конфликта, который приводит его героиню к гибели. Сложное взаимодействие натуры и обстоятельств, определяющее противоречивость человеческого характера, постоянно оказывалось в центре внимания Лескова («Воительница», 1866).

В 70-е годы в творчестве Лескова возникают новые тенденции. Теперь он более критически относится к современной ему русской действительности («Смех и горе», 1871), к церкви («Мелочи архиерейской жизни», 1878). В то же время писатель стремится найти положительные идеалы в русской жизни. В новых произведениях он создает целую галерею ярких человеческих характеров, порою странных, даже смешных, но всегда наделенных чертами «праведничества», Нравственный идеал автора выражался в типе «чудака» с его бескорыстной любовью к людям и служением ближнему

Лесковские герои, страстные борцы за справедливость и истину, Обладают острым и сознательным чувством родины, судьба которой постоянно волнует. В многочисленных испытаниях, которые выпадают на их долю, они обнаруживают удивительную выдержку И чувство собственного достоинства.

Замечательное мастерство Левши, сумевшего подковать стальную блоху, было для Лескова символом природной русской смекалки. Однако смысл «Сказа...» не ограничивался просто прославлением ловкости народного умельца. Ощущается здесь и трагический контекст: он выражен и в гибели Левши, и в том, что блоха, подкованная тульским мастеровым, уже не может двигаться... О трагической судьбе крепостного артиста рассказывается в «Тупейном художник е» (1883). Утверждение героического начала связывается у Лескова с сатирическим отрицанием русской действительности, сковывающей и искажающей духовные и творческие силы народа.
Если в 60-е годы Лесков противопоставлял национальную проблематику социальной, то к концу жизни социальный аспект восприятия и изображения жизни значительно усиливается. В творческом наследии позднего Лескова значительное место занимает сатира — «Загон» (1893), «Зимний день» (1894) и в особенности «Заячий ремиз (Наблюдения, опыты и приключения Оноцрия Перегуда из Перегудов)» (1894). .
В «Заячьем ремизе» содержится чрезвычайно резкая критика политической реакции. С помощью сатирической фантастики, гротеска, преувеличения Лесков разоблачает деятельность охранителей, буквально помешавшихся на ловле революционеров. Действие повести происходит на Украине, в авторском повествовании смешивается русский и украинский колорит. «Сцена перенесена в Малороссию для того,— писал Лесков,—-что там особенно много было шутовства с «ловитвою потрясователей, або тыих, що трон шатають», и с малороссийским юмором дело как будто идет глаже и невиннее». Тем не менее, при жизни Лесков так и не смог напечатать эту повесть; она была опубликована только в 1917 г.







Творчество Лескова отличается широтой охвата разнообразных явлений русской действительности, в нем представлено множество колоритных и оригинальных характеров. Преимущественное внимание писатель уделял изображению необычных исключительных событий, ярких, цельных личностей. С этим связаны поиски новых средств художественной выразительности.

Для литературы 60 —70-х годов характерными были новые жанровые формы, нарушение привычных жанровых образований. Процесс этот коснулся и Лескова. Принцип обзорности становится для него ведущим: многие произведения состоят из эпизодов, имеющих самостоятельное значение. Отсюда возникают новые жанры: «невероятное событие», «картинка с натуры», «рапсодия», «пейзаж и жанр» и т. д., обогатившие современную ему русскую литературу и подготовившие развитие более свободных жанровых форм в литературе XX в.

Вслед за Гоголем Лесков широко использовал сказовую интонацию, передоверяя рассказ герою, слово которого обычно противостоит слову автора. Герой с помощью резко выделенной индивидуально-речевой манеры получает возможность свободного само-, выражения. Повествование строится как устный рассказ с прямой установкой на слушателей, что подчеркивается в ряде случаев и композицией произведений.
Лесков, один из самых оригинальных русских писателей, сыграл важную роль в истории родной литературы. Горький писал: «Лесков несомненно влиял на меня поразительным знанием и богатством языка. Это вообще отличный писатель и тонкий знаток русского быта... А. П. Чехов говорил мне, что очень многим обязан ему»
В литературе, уделяющей большое внимание исследованию глубинных социально-психологических процессов развития человеческого характера, живы традиции Лескова. В частности, широко используется идущая от него манера сказового повествования (Вс. Иванов, А. Платонов, М. Зощенко и др.).

Видную роль сыграл Лесков и в истории русско-украинских литературных связей. С помощью его произведений русские читатели лучше узнавали жизнь украинского народа, а в русскую культуру входили идейно-художественные традиции украинского народно-поэтического творчества, просветительские идеи украинской демократической литературы.

Украинские темы и мотивы отразились в ряде художественных произведений Лескова: «Детские годы», «Печерские антики», «Фигура», «Некрещеный поп», «Заячий ремиз». Он хорошо знал украинский язык, украинский фольклор, которые нередко использовал в своих произведениях для создания соответствующего колорита.