Лев Николаевич Толстой


Биография
Биография писателя
Произведения
23 произведения
Сочинения
120 сочинения

«Человек и мир в реалистической литературе у Толстого и Достоевского»

Сочинение

Продолжая традиции Пушкина, Лермонтова, Гоголя, реалисты середины и второй половины XIX века Тургенев, Толстой, Достоевский, Лесков и др. шли к пониманию общественной сущности личности через преодоление антропологической концепции, поборники которой подлинно человеческое в человеке считали природным, а природу человека, как первичную и неизменную, ставили выше всех общественных форм, преходящих и переменных. Человек и мир в изображении Толстого и Достоевского находятся в живом и постоянном взаимодействии. Герои-искатели в их произведениях обращены к мирозданию своей пытливой и беспокойной мыслью: им важно понять тайну человеческой личности. Соприкасаясь с объективно существующей гармонией в себе и в природе, они преодолевают свои индивидуалистические притязания.

Внимание к проблемам совести, завещанное русской литературе еще Пушкиным, было особенно велико у Толстого и Достоевского. Они приняли совесть как духовную ценность в человеке, обостренную чуткость к проявлениям нравственного начала-как закон добра и сострадания. Совесть побуждает свободно выполнять нравственные обязательства. Зная, что люди располагают свободой, Толстой и Достоевский изображают их нравственно ответственными. Волевая деятельность различных персонажей в их произведениях отличается определенным содержанием и направленностью, у некоторых из них она соответствует, у других не соответствует моральным критериям. Жизнедеятельность, как и реальных людей, зависит от их ценностных ориентации. Выбор, по Толстому и Достоевскому, тогда становится свободным, когда он согласуется с требованиями нравственного закона, с велениями совести. Выбор, же продиктованный корыстными устремлениями, считается в русской литературе эгоистическим произволом, индивидуалистическим своеволием. Нравственность не может быть частным делом человека, она имеет всеобщее значение, поскольку люди объединяются знанием добра и зла. Толстой и Достоевский признают закономерности духовной жизни человечества и потому резко порывают с индивидуалистической, романтической трактовкой свободы золи.

Толстой и Достоевский отчетливо сознавали, что духовное богатство человека во многом зависит от меры близости его к народу, к национальному содержанию русской жизни. Они были убеждены, что соприкосновение с народом - необходимое условие роста человека из интеллигентской среды. Становясь каплей народного моря, человек духовно обогащаете,/!., преодолевает зло индивидуалистического отношении к жизни, предельно проявляет этим самым свою личность. Положительные герои Толстого активно сопротивляются среде, вступают в сложные противоречивые отношения со своим ближайшим светским окружением и смело сближаются с солдатской массой в условиях Отечественной войны 1812 года. Герои Достоевского, прежде всего Раскольников, драматически борются с той системой идей, которая почти стала их собственной, но которая сложилась под воздействием эпохи бурного наступления капитализма в России.- Драма раздвоения становится неизбежной для подобных героев, потому что органически присущее им нравственное чувство с необычайным напряжением заявляет о себе, вступая в противоречие с их «арифметическими расчетами».

Писатели-реалисты понимают свободу воли в ее диалектических связях с законом необходимости. Герои-персонажи в их произведениях поступают свободно до тех пор, пока соблюдают непреложные требования нравственного обязательства. Но стоит нарушить нравственный закон - и это ведет к произволу, анархии, своеволию, и драматизм их положения в том, что они вступили в противоречие со своими глубинными, исконными началами.

Все в мире - звенья единой цепи, уходящей в бесконечность, - эта мысль об универсальной связи и взаимодействии явлений лежит в основе достижений Толстого и Достоевского. Ученые верно, на мой взгляд, заметили, что основной художественный объект для Толстого - это тип человеческих связей, взаимоотношений.

Толстой и Достоевский стремятся к выявлению единых общих законов, управляющих частной и общественной жизнью людей, обращаются к универсальным нравственным связям, которые раскрываются ими через взаимоотношения персонажей, осознающих свою духовную, сущность. Это осознание становится источником их нравственного роста, главным мотивом самоотверженного служения всем и каждому и заботы всех о каждом. Толстой и Достоевский заостряли мысль о том, что люди обладают единой, неделимой сущностью и в своих потенциальных возможностях - братья. У Толстого эта эволюция выражена определеннее и полнее, его положительные герои - Пьер Безухов, Андрей Болконский, Константин Левин, Федор Нехлюдов и др. - приходят к признанию нравственных истин любви и сострадания. Герои же Достоевского пребывают лишь накануне решающих нравственных внутренних перемен.

Считая человека нравственно свободным и одновременно социально, исторически обусловленным, Толстой и Достоевский, однако, по-разному реализуют этот закон реалистической детерминации.






По Толстому, свобода как духовная сущность личности безгранична в своих возможностях, но в реальности она проявляется по законам разума, т. е. крепко вплетена в общую причинно-следственную связь. Именно всесторонняя, многогранная обусловленность характеров, несмотря на сознание ими своей свободы, заставила Толстого признать: «…то, что мы называем свободою, есть только наше представление, мираж свободы. Настоящей же свободы, о которой мы имеем неотъемлемое сознание, мы имеем только один бесконечно малый момент».

Достоевский не знал такой многосторонней вплетенности человека в окружающую среду. Уже в первом произведении «Бедные люди» Достоевский далек от принципов «натуральной школы», как об этом со всей определенностью заявил М. М. Бахтин. Но нельзя считать Достоевского индетерминистом на том основании, что он отказался признать человека бездушным винтиком общественного механизма. Он был уверен, что люди располагают даром свободной воли и потому должны определять свои действия в соответствии с нравственными нормами и руководствоваться заветами любви и сострадания.

Достоевский - реалист и потому понимал неразрывную связь человека с обществом. И социальные типы в произведениях Достоевского, несомненно, сложились под воздействием «среды», ближайшей общественной обстановки или целой эпохи.

Глубокая детерминация внутреннего мира и поведения героя-персонажа связана в произведениях Достоевского с тонким мастерством психологической мотивировки. Мотивирующую функцию выполняет теория героя, его «идея», которая хотя и встречает внутреннее сопротивление со стороны «натуры», тем не менее выражается в его практическом действии. Болезнь и драма Родиона Раскольникова объясняются причинами, уходящими в глубину его душевной жизни. Внутреннее, в полном смысле подпольное одиночество преступника становится наказанием, выражением протеста нравственного сознания. Духовная драма героя выступает психологически убедительной и потому потрясает читателя с необыкновенной силой.

Идеал для Толстого и Достоевского - это итоговое совершенство человеческого рода. С обретением идеала для них достигается полное преодоление всех противоречий между индивидом и обществом, полное согласие между всеобщим и единичным. Идеал для них - высшая, последняя цель постепенного нравственного совершенствования, и потому он не изображается ими, а существует как призыв, как напоминание.

Толстой и Достоевский верят в достижение «золотого века» как всемирного содружества равноправных людей, между которыми, однако, все же будет происходить борьба ввиду еще незавершенного развития. Изображая своих искателей духовно свободными и нравственно ответственными, Толстой и Достоевский в полном соответствии с объективной правдой показывают, что развитие человечества совершается под воздействием назревших исторических потребностей, борьбы противоположно направленных классовых интересов. Их творчество стало выражением реального движения, с необходимостью ведущего к установлению социально справедливого общественного строя, обеспечивающего всестороннее гармоническое состояние каждого человека.