Александр Сергеевич Пушкин


Биография
Биография писателя
Произведения
62 произведения
Сочинения
614 сочинений

«Анализ цикла лирических стихотворений Пушкина»

Сочинение

Стихотворением «Зимний вечер» открывается цикл не связанных между собой тематически, но родственных по духу народности как законченных, так и оставшихся незавершенными лирических стихотворений Пушкина о простых людях из народа и о красоте родной русской Природы. К этому циклу относится и народная баллада «Жених» (1825) , замечательная по опыту разработки н использования всего богатства современного русского бытового народного языка:

Вдруг слышу крик и конский топ,
Подъехали к крылечку,
Я поскорее дверью хлоп,
И спряталась за печку.

Использование оборотов народного разговорного языка становится с этого времени обычным в поэзии Пушкина. В первом полном издании романа «Евгений Онегин» Пушкин к строке «Людская молвь и конский топ» (VI, 104), вызвавшей насмешки критика «Вестника Европы», дал интересное примечание: «В журналах осуждали слова: хлоп, молвь и топ, как неудачное нововведение. Слова сии коренные русские... Не должно мешать свободе нашего богатого и прекрасного языка». Следствием все более и более укреплявшегося проникновенного интереса Пушкина к народу, его жизни, истории, языку и творчеству явилось создание в первый последекабрьский год трех замечательных песен о Стеньке Разине, построенных всецело в традициях русской народной исторической песни:

Что не конский топ, не людская молвь,
Не труба трубача с поля слышится,
А погодушка свищет, гудит,
Свищег, гудит, заливается.. Зазывает меня,
Стеньку Разина, Погулять по морю, по синему.

«Песни о Стеньке Разине» были запрещены царской цензурой. В 1827 году Бенкендорф писал Пушкину: «Песни о Стеньке Разине, при всем поэтическом своем достоинстве, по содержанию своему не приличны к напечатанию. Сверх того церковь проклинает Разима, равно как и Пугачева» . Стремление проникнуть в душу народа обусловило интерес Пушкина не только к историческим, но и к современным русским народным песням. В этом отношении замечательно стихотворение «Зимняя дорога» (1826):

Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То. разгулье удалое,
То сердечная тоска.

Это стихотворение интересно по своему построению и своей звуковой стороне. Внутренней ритмикой оно тонко передает различные оттенки настроений и характера описываемой действительности. Протяжная, долгая песня ямщика передана замедленным ритмом строк, заполненных многосложными словами с обилием гласных звуков:

\'То разгулье удалое,
То сердечная тоска.

После этих замедленных строк следующая строфа, построенная на основе коротких слов, собранных в краткие, отрывистые предложения, столь же явственно передает ритм движения возка по зимней дороге:

Ни огня, ни черной хаты,
Глушь и снег
На встречу мне
Только версты полосаты
Попадаются одни.

Ночной зимний пейзаж, залитый печальным лунным светом, передан соответствующим звучанием строк, окрашенных многократным повторением мягкого звука «л»:

На печальные поляны
Льет печально свет она.

Утверждением чувства близости к народу явилось стихотворение «Румяный критик мой, насмешник толстопузый» (1830) , основанное на сопоставлении двух резко противоположных точек зрения на современную русскую действительность. Стихотворение построено на диалоге автора с его собеседником, по-видимому, упрекавшим поэта за чересчур правдивое воспроизведение деревенской жизни. Смотри, какой здесь вид: избушек ряд убогой, За ними чернозем, равнины скат отлогой, Над ними серых туч густая полоса.

.. .На дворе у низкого забора
Два бедных деревца стоят в отраду взора,
Два только деревца.
И то из них одно
Дождливой осенью совсем обнажено.

Под стать этой невеселой картине и убогая жизнь нищего и забитого крестьянства:

.. .На дворе живой собаки нет.
Вот, правда, мужичок, за ним две бабы вслед.
Без шапки он; несет подмышкой гроб ребенка.

Тяжесть крестьянской жизни такова, что даже смерть воспринимается только как новая забота, которую надо поскорее стряхнуть с себя:

И кличет издали ленивого попенка,
Чтоб тот отца позвал да церковь отворил.
Скорей! ждать некогда! давно бы схоронил.

Вершиной изображения родной русской природы — изображение никогда не является для Пушкина самоцелью, но всегда подготовляет почву для широких обобщений личного («19 октября>, 1525), общественного («Румяный критик мой...») или философского («Вновь я посетил...») характеров,— несомненно, является «Осень» (1833) замечательное но своему совершенству и глубине мысли стихотворение, в котором утверждение красоты родной русской природы переплетается с ощущением могучего чувства, и все вместе сливается в мощном гимне свободному человеческому творчеству. Проникновенно глубоки и красочны в этом стихотворении образы русской золотой осени:

Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец к в золото одетые леса...