Александр Сергеевич Пушкин


Биография
Биография писателя
Произведения
62 произведения
Сочинения
614 сочинений

«Лирические мотивы в произведениях Пушкина»

Сочинение




Сочинение по сказкам А.С. Пушкина. В большинстве сказок Пушкина мы встречаем активно действующего положительного героя, побеждающего злые силы. Там же, где этого героя нет, Пушкин находит другой путь воплощения извечной оптимистической идеи народной сказки о неминуемой победе правды над ложью. Золотой петушок убивает зловещего царя Дадона, а золотая рыбка возвращает к прежнему нищенскому состоянию ненасытную старуху-царицу. Положительный герой народной сказки наделяется Пушкиным новыми чертами. Так, работник Балда не преследует никаких материальных выгод. Он нанимается к попу не для того, чтобы улучшить свое нищенское положение, а только с целью проучить попа за его жадность.

Пушкин сосредоточил свое внимание на нравственной стороне облика героя. Удивительное трудолюбие работника Балды (он «работает за семерых», «с утра у него все пляшет») вызывает к нему любовь даже и у поповых домочадцев: «попадья Балдой не нахвалится, поповна о Балде лишь и печалится, попенок зовет его тятей». Балда обнаруживает незаурядный ум, смекалку и ловкость. Такому герою все по плечу. К этому выводу ведет все сюжетное действие сказки. В ней ярко проявились народность, социальная зоркость и оптимизм творчества Пушкина. «Сказка о попе и работнике его Балде» - сатирико-бытовое произведение. Балда живет и действует не в «тридевятом царстве, тридесятом государстве», а в реальной обстановке и совершает вполне реальные дела (нанимается к попу в работники, нянчит его детей и т. д.). И побеждает он благодаря своим естественным природным качествам. Фантастична лишь сцена его соревнования с чертями. Но ведь и черти здесь жалки и смешны в своем бессилии, их образы не имеют ничего общего с грозными мифологическими демонами. Совсем другое - положительные персонажи. Они совершают чудеса, им служат чудесные помощники, их окружают невиданные предметы и диковинки. Князь Гвидон из «Сказки о царе Салтане» уже в «срок родин» проявляется как необыкновенный герой. Он растет «не по дням, а по часам». Пушкин сравнивает маленького Гвидона с орленком. Ему подвластно магическое слово. Оказавшись по злой воле своих коварных врагов в пучине морских вод, он обращается к бушующей волне, которая выполняет его волю и послушно выносит бочку на морской берег. И на пустынном острове князя Гвидона не покидают твердость духа, умение найти выход из трудного положения, богатырская удаль, о которой он сам говорит скромно, с усмешкой. А сердечная доброта и бескорыстие приносят ему чудесные дары от волшебной Царевны-Лебеди, спасенной им от злого чародея - коршуна.

Лирические мотивы (тоска по отцу, желание создать собственную семью) усиливают поэтическое очарование образа. Взаимоотношения Гвидона и Царевны-Лебеди вызывают воспоминание о старинных русских свадебных песнях. Лебедь, «белая лебедушка» символизирует в них чистоту и невинность, величавую красоту и грацию девушки-невесты. Все это есть и в пушкинской волшебно-прекрасной царевне. Вот она сбросила с себя колдовскую личину:

* И царевной обернулась:
* Месяц под косой блестит,
* А во лбу звезда горит;
* А сама-то величава,
* Выступает, будто пава;
* А как речь-то говорит,
* Словно реченька журчит.

Каждый положительный образ пушкинских сказок вносит много нового, оригинального в историю русской литературной сказки. Сравним царевну из «Сказки о царе Салтане» и «Сказки о мертвой царевне». В обоих произведениях образы царевен разработаны средствами лирико-романтической сказки и одинаково пленяют нас нравственной чистотой и поэтической одухотворенностью. И все же царевны в этих сказках заметно отличаются друг от друга: Царевна-Лебедь - существо волшебное, а «мертвая царевна»- образ глубоко реальный. Их образы отражают разные стороны фольклорной этики и эстетики. Народный гуманизм всегда проявлялся с особой силой в сказках о гонимой падчерице. Ее образ овеян особой нежностью и сочувствием. В пушкинской «мертвой царевне» раскрыты именно эти народные гуманистические идеи и чувства. Сама тема беззащитной и обездоленной падчерицы побудила поэта предельно приблизить сказку о ней к обстановке простонародной жизни. В отличие от «Сказки о царе Салтане» «все в ней проще, скромнее, все тяготеет к крестьянскому быту», - писал А. Слонимский.



В Царевне-Лебеди подчеркнуты величавая красота, большой ум и мудрость (не случайно она является духовной наставницей князя Гвидона). «Мертвая царевна», отличаясь совершенной внешней красотой и гуманизмом, проста в обращении с людьми, умеет сказать им нужное ласковое слово. В тереме богатырей царевна ведет себя, как заботливая и хозяйственная деревенская девушка:

* Дом царевна обошла,
* Все порядком убрала,
* Засветила богу свечку,
* Затопила жарко печку,
* На полати взобралась
* И тихонько улеглась.

Картина встречи с богатырями выразительно раскрывает в идеальном образе пушкинской царевны народное представление о женской благовоспитанности. Она отдает честь хозяевам, низко кланяется им в пояс, извиняется, что пришла, мол, в гости незваной. На пиру, устроенном на радостях богатырями,

* От зеленого вина Отдекалася она;
* Пирожок лишь разломила
* Да кусочек прикусила.

Завершает характеристику царевны эпизод сватания к ней богатырей. Мы узнаем, что и в скорбных скитаниях царевна ни на минуту не забывала о женихе - королевиче Елисее.