Александр Сергеевич Пушкин


Биография
Биография писателя
Произведения
62 произведения
Сочинения
614 сочинений

«Творческая жизнь Пушкина уже в годы пребывания в лицее»

Сочинение




Отечественная война 1812 г. нашла живой отклик в литературе тех лет. Патриотические настроения и темы войны 1812 г. получили непосредственное отражение в ряде басен Крылова. Под впечатлением Бородинского боя Жуковский создает известную оду «Певец во стане русских воинов», в которой прославляет замечательных русских полководцев. Участник войны с Наполеоном, Батюшков в стихотворном послании «Дашкову» (1813) заявляет, что он не хочет воспевать «любовь и радость... беспечность, счастье и покой» до победы над врагом. Национально-патриотический подъем, вызванный войной 1812 г., отразился в стихотворениях и песнях Дениса Давыдова, в «Письмах русского офицера» Федора Глинки. Эти произведения пробуждали у лицеистов патриотические чувства.

Другим явлением русской жизни, определившим духовное и нравственное развитие Пушкина, было начавшееся в годы его пребывания в лицее освободительное движение в среде дворянской молодежи, которое в дальнейшем вылилось в движение декабристов. Уже в лицее Пушкин проникается вольнолюбивыми идеями, которые находили благодатную почву среди лицейской молодежи. На развитие свободомыслия Пушкина большое влияние оказали произведения Радищева, сочинения французских просветителей XVIII в. В духе философии XVIII в. Пушкин преклоняется пред «ума светильником», «гордым разумом»

Встречи с офицерами стоявшего с осени 1814 г. в Царском Селе гусарского полка способствовали знакомству лицеистов с политическими новостями, с запрещенной литературой. Беседы с П. Я. Чаадаевым, ставшим другом Пушкина, обогащали духовный мир поэта, расширяли его политический кругозор. По-видимому, Пушкин, как и Кюхельбекер и Дельвиг, бывал в кружке Бурцева — «Священной артели» — преддекабристской организации среди офицеров в Царском Селе. Именно в ту пору лицей приобрел репутацию рассадника свободомыслия. В поданном Булгариным Николаю I вскоре после восстания декабристов доносе на лицей указывалось, что лицеисты «начали получать идеи либеральные, которые кружились в свете... что тогда было в тоне посещать молодых людей в лицее... В лицее начали читать все запрещенные книги, там находился архив всех рукописей». Говоря о «лицейском духе», доносчик указывал, что интересы и разговоры большинства лицеистов имеют «направление политическое» и что преподаватели «даже затруднялись с юношами», которые! «делали им беспрестанно свои вопросы, почерпнутые из политических брошюр и запрещенных книг. Весьма вероятно, — отмечает осведомитель, — что составившееся в 1816 году тайное общество... имело умышленное и сильное влияние на лицей». Несомненно, прежде всего Пушкин и его вольнолюбивые друзья Пущин и Кюхельбекер стояли перед глазами Булгарина, когда он писал о «лицейском духе».





Волнующими и радостными были для Пушкина русские победы над Наполеоном, завершившиеся взятием Парижа. «...Клики, торжествующие и победные, поразившие его еще в детстве, в 1813 и 1814 году отзывались в его душе...» — верно замечает Герцен. Глубокое патриотическое чувство, свободомыслие и страстное жизнелюбие в единстве своем определили пафос лицейского творчества.

Пушкин вступает в русскую литературу в момент столкновения и борьбы различных литературных течений: ломались привычные исторические каноны и традиции, на смену относительной устойчивости классицизма в литературе XVIII в. приходит пора брожения и новых литературных исканий, приведших в итоге к возникновению реализма.
Большое общественное содержание и гражданский пафос, разрыв с богословием, преклонение перед силой человеческого разума, развитие таких художественных форм (трагедия, комедия, эпопея и др.), которых не было в литературе допетровской Руси, понимание искусства как «подражания природе» и обращение к античным образцам, требование ясности поэтической мысли и стиля, многообразие жанров дали классицизму возможность сыграть положительную роль в развитии русской литературы. Но отвлеченный, неисторический характер художественного мышления, нормативная, постепенно ставшая догматической эстетика, недооценивавшая индивидуальное в искусстве, связывавшая свободу творчества, недостаточное внимание к социальным и бытовым явлениям жизни, рационализм и отвлеченность в изображении человека и его внутреннего мира, сильное развитие риторического стиля — все это постепенно повело к крушению авторитета классицизма.