«Сны и реальность Суходола»
Сочинение
Сон... Во все времена состояние сна вызывало у одних людей пристальный интерес, у других — мистический ужас. Сон — это отдых для уставшего человека, но он может быть и самой страшной пыткой. Ведь если человеку снятся кошмары, он не может убежать, вырваться из леденящего душу плена. Кстати, у некоторых народов существуют поверье, что во время сна душа покидает тело и витает в невидимых мирах, где лицезреет разные видения, иногда пророческие. Сон — это тонкая, хрупкая грань между реальностью и нереальностью, и в этом можно усмотреть нечто мистическое. Отсюда и проистекают все верования о вещих снах.
Но во сне события часто искажаются, предметы приобретают несвойственные им в реальной жизни качества, свойства. Иногда мы находимся под столь сильным впечатлением от увиденного сна, что и в обычных вещах начинаем видеть нечто загадочное, а порой страшное. Это особенно ярко проявляется в жизни обитателей Суходола, некогда богатой, а теперь разорившейся усадьбы. Все они видят сны, причем одинаковые значения отводятся как снам барышни Антонины Петровны, так и снам дворовой девки Натальи. По статистике, человек тратит на сон одну треть своей жизни, но суходольцы явно превышают этот показатель.
Разве не сон — вся жизнь Татьяны? Надуманная, а по прошествии лет кажущаяся приснившейся история с молодым человеком, Войткевичем, ее дневные истерики и, наконец, ночные кошмары, где “змей иерусалимский душит” ее. А змей — это дьявол. Эти кошмары настолько измучили Танечку, что пришлось пригласить колдуна Клима. Но разве он, страшный, бормочущий, заклинающий ее (опять-таки ночью!), не часть ночного кошмара?
Впрочем, “пришлось” — не то слово, ведь суходольцы крайне суеверны: заветное черное полотенце, ножницы для защиты от грозы, странники и богомолки — неотъемлемые атрибуты суходольской жизни. Характерно, что молодая барыня, раньше не боявшаяся грозы, тоже бежит в дом за ножницами при первых раскатах грома Суходол, его атмосфера поглощает ее, затягивает, так же как и сон постепенно овладевает уставшим человеком, и вот уже тяжелеет голова, опускаясь на подушку, закрываются глаза, и начинаются видения...
Говорят, что уставший человек не видит снов. Но Наталью посещают сновидения, зачастую пророческие. Ведь козел, приснившийся ей, бросающийся ей копытами на грудь, — это предчувствие Юшки. Горящие глаза животного, его непристойное возбуждение. Козел — это тоже один из излюбленных образов сатаны. И уже в ночь, когда совершилось это ужасное преступление, Наталья предчувствует все, что произойдет. Почему же она не пытается противиться судьбе? Да потому, что все случившееся — это продолжение сна, реальное продолжение, сон наяву. И пропадает голос, и нельзя пошевелить ни рукой, ни ногой.
В ночных кошмарах это обычный “сюжет”. Значит, в Суходоле сны так тесно переплетаются с реальной жизнью, что их нельзя отличить друг от друга. Может, виновато в этом незримое присутствие дьявола (змей, козел)? Так это или нет, но от неразрывной связи реальности и сна жители Суходола становятся неуравновешенными, нелогичными в своих поступках, проявлениях души. От этого сходит с ума Танечка Мне хочется упомянуть один эпизод: Наталье помог избавиться от бремени (воистину, тяжкого бремени) пожар, охвативший Суходол. Был или не был человек в красном жупане, мелькнувший перед ней? Это тоже был сон наяву. Но это единственный хороший сон в Суходоле. Пламя — символ очищения. Цвет пламени — красный. А человек этот привиделся .лишь Наталье. О чем это говорит? О том, что ее душа — самая чистая среди душ остальных? Возможно... Души других пламя не исцелило.
Я вдумываюсь во все это, и мне становится не по себе. Вот темнота медленно подкрадывается к старому рассохшемуся дому, заполняя постепенно все его углы и щели, и суходольны погружаются каждый в свой мирок сна, чтобы утром проснуться, вернее, очнуться от физического состояния сна, но не от сна души... А может быть, старый темный дом — тоже сон? Может быть, мне приснилась заброшенная усадьба?..
Но во сне события часто искажаются, предметы приобретают несвойственные им в реальной жизни качества, свойства. Иногда мы находимся под столь сильным впечатлением от увиденного сна, что и в обычных вещах начинаем видеть нечто загадочное, а порой страшное. Это особенно ярко проявляется в жизни обитателей Суходола, некогда богатой, а теперь разорившейся усадьбы. Все они видят сны, причем одинаковые значения отводятся как снам барышни Антонины Петровны, так и снам дворовой девки Натальи. По статистике, человек тратит на сон одну треть своей жизни, но суходольцы явно превышают этот показатель.
Разве не сон — вся жизнь Татьяны? Надуманная, а по прошествии лет кажущаяся приснившейся история с молодым человеком, Войткевичем, ее дневные истерики и, наконец, ночные кошмары, где “змей иерусалимский душит” ее. А змей — это дьявол. Эти кошмары настолько измучили Танечку, что пришлось пригласить колдуна Клима. Но разве он, страшный, бормочущий, заклинающий ее (опять-таки ночью!), не часть ночного кошмара?
Впрочем, “пришлось” — не то слово, ведь суходольцы крайне суеверны: заветное черное полотенце, ножницы для защиты от грозы, странники и богомолки — неотъемлемые атрибуты суходольской жизни. Характерно, что молодая барыня, раньше не боявшаяся грозы, тоже бежит в дом за ножницами при первых раскатах грома Суходол, его атмосфера поглощает ее, затягивает, так же как и сон постепенно овладевает уставшим человеком, и вот уже тяжелеет голова, опускаясь на подушку, закрываются глаза, и начинаются видения...
Говорят, что уставший человек не видит снов. Но Наталью посещают сновидения, зачастую пророческие. Ведь козел, приснившийся ей, бросающийся ей копытами на грудь, — это предчувствие Юшки. Горящие глаза животного, его непристойное возбуждение. Козел — это тоже один из излюбленных образов сатаны. И уже в ночь, когда совершилось это ужасное преступление, Наталья предчувствует все, что произойдет. Почему же она не пытается противиться судьбе? Да потому, что все случившееся — это продолжение сна, реальное продолжение, сон наяву. И пропадает голос, и нельзя пошевелить ни рукой, ни ногой.
В ночных кошмарах это обычный “сюжет”. Значит, в Суходоле сны так тесно переплетаются с реальной жизнью, что их нельзя отличить друг от друга. Может, виновато в этом незримое присутствие дьявола (змей, козел)? Так это или нет, но от неразрывной связи реальности и сна жители Суходола становятся неуравновешенными, нелогичными в своих поступках, проявлениях души. От этого сходит с ума Танечка Мне хочется упомянуть один эпизод: Наталье помог избавиться от бремени (воистину, тяжкого бремени) пожар, охвативший Суходол. Был или не был человек в красном жупане, мелькнувший перед ней? Это тоже был сон наяву. Но это единственный хороший сон в Суходоле. Пламя — символ очищения. Цвет пламени — красный. А человек этот привиделся .лишь Наталье. О чем это говорит? О том, что ее душа — самая чистая среди душ остальных? Возможно... Души других пламя не исцелило.
Я вдумываюсь во все это, и мне становится не по себе. Вот темнота медленно подкрадывается к старому рассохшемуся дому, заполняя постепенно все его углы и щели, и суходольны погружаются каждый в свой мирок сна, чтобы утром проснуться, вернее, очнуться от физического состояния сна, но не от сна души... А может быть, старый темный дом — тоже сон? Может быть, мне приснилась заброшенная усадьба?..
Другие сочинения по этому произведению
Бездны русской души в повести