Николай Васильевич Гоголь


Биография
Биография писателя
Произведения
23 произведения
Сочинения
154 сочинения

«Почему Гоголь использует именно художественную деталь как главное средство психологизма»

Сочинение




Детализация – это особый художественный приём, который необходим для создания максимально полного образа. Через деталь можно показать какую-либо комическую ситуацию, обозначить что-то типическое в героях или, напротив, подчеркнуть индивидуальные черты. Приём детализации используется, как правило, в эпических произведениях.
Н.В.Гоголь – признанный мастер детализации. Деталями наполнена не только масштабная по своему замыслу поэма «Мёртвые души», но и драматическое произведение – комедия «Ревизор». Самый яркий тому пример – немая сцена. В ней автор, напоминая и своим героям, и зрителям о Страшном Суде, подробно описывает позы, в которых замирают герои. Так, например, останавливается «посредине в виде столба, с распростёртыми руками и закинутой назад головою».
Приём детализации иногда используется для создания комического эффекта. В конце 1-го действия городничий пытается надеть вместо шляпы коробку, что показывает его волнение, страх перед Хлестаковым, которого все чиновники уездного города приняли за ревизора.
Хлестаков, в кульминационной сцене - сцене вранья, рассказывает о супчике, который \"прямо на пароходе приехал из Парижа\" и арбуз у него на столе «в семьсот рублей арбуз».


Деталь может выступать не только как средство индивидуализации, но и как средство типизации. Так, например, готовясь к встрече с «ревизором», городничий, собрав чиновников, даёт указания каждому. Он знает, что творится в каждом ведомстве: в богоугодных заведениях больные «выздоравливают как мухи», ходят в грязных колпаках, в присутственном месте у Ляпкина-Тяпкина гусята ходят, а на самом видном месте арапник висит. Эти детали, как нельзя лучше характеризуют не только персонажей, но и город, всю Россию.
Сюжет поэмы \"Мёртвые души\" переполнен описаниями, как эпическими, так и лирическими отступлениями. В главах, посвящённых посещениям Чичиковым помещиков, можно выделить свой микросюжет.
Сначала Чичиков въезжает в поместье, его встречает помещик (здесь идёт описание поместья, портрет помещика, интерьер, подробно описывает автор угощенье), кульминация – разговор Чичикова с помещиком о продаже мёртвых душ, затем отъезд главного героя. И в каждом из этих описаний Гоголь использует множество деталей. Например, характеризуя Плюшкина, называя его \"прореха на человечестве\", указывает, что дом бывшего рачительного хозяина был похож на исполинский замок, что говорило о былом богатстве, а сейчас жилище напоминало дряхлого инвалида. Улицы в деревне были очень чисты, но не оттого, что крестьяне их убирали, а оттого, что сам Плюшкин с утра выходил на своеобразную охоту: тащил в дом всё, что находил на улице.
Описывая Манилова, первого помещика, к которому приехал Чичиков, автор использует такую портретную деталь, как «чересчур переданный сахар» в приятные черты его лица. Интерьерные детали (кресло, затянутое рогожей, два разных подсвечника), предметные детали (заложенная на 14 странице книга, аккуратные пирамидки выбитого из трубки пепла) – всё это помогает создать образ и охарактеризовать этого персонажа.
Деталь для гоголевского произведения жизненно важна. Без неё нет Гоголя с его аппетитными обедами, колоритными пейзажами, яркими портретами, запоминающейся речевой характеристикой.