Краткое изложение
Читается примерно за 6 минут
Сочинения
1 сочинение
Луций Анней Сенека

«Фиест»

Краткое содержание вариант 1 вариант 2

Герои этой трагедии — два царя-злодея из города Аргоса, Атрей и Фиест. Сыном этого Атрея был знаменитый вождь греков в Троянской войне Агамемнон — тот, которого убила его жена Клитемнестра, а ее за это убил их сын Орест (и Эсхил написал об этом свою «Орестею»). Когда греки спрашивали, за что были такие ужасы, то на это отвечали: «За грехи предков». Череда этих грехов началась очень давно.

Первым грешником был Тантал, могучий царь Малой Азии. Сами боги сходили с небес пировать в его дворце. Но Тантал оказался нечестивцем: не поверил, что боги всеведущи, и решил испытать их страшным испытанием. Он зарезал своего сына Пелопа, сварил в котле и подал его мясо к столу богов. Боги вознегодовали: Пелопа они воскресили и исцелили, а Тантала низвергли в Аид и казнили «танталовыми муками» — вечным голодом и жаждой. Он стоит в реке под сенью плодовых ветвей, но не может ни есть, ни пить; когда тянется к плодам, они ускользают, когда клонится к воде, она высыхает.

Вторым грешником был тот самый Пелоп, сын Тантала. Из Малой Азии он пришёл в Южную Грецию и отбил ее у злого царя, который заставлял пришельцев состязаться с ним в колесничном беге, а побеждённых убивал. Пелоп победил его хитростью: подкупил царского возницу, тот вынул втулку, которой держалось колесо на оси, колесница разбилась, и царь погиб. Но ПелоП захотел скрыть своё коварство; вместо награды он столкнул царского возницу в море, и тот, падая, проклял за вероломство и Пелопа и всех его потомков.

В третьем поколении грешниками стали Атрей и фиест, сыновья Пелопа. Они стали спорить за власть над Аргосом. В Пелоповом стаде был золоторунный баран — знак царской власти; его унаследовал Атрей, но Фиест обольстил жену Атрея и похитил барана. Начались раздоры, Фиест был изгнан и жил, бедствуя, в нищете. Царство досталось Атрею, но ему этого было мало: он хотел отомстить брату за обольщение жены. Он вспомнил Танталов людоедский пир: он решил зарезать детей Фиеста и накормить Фиеста их мясом. Так он и сделал; боги ужаснулись, само Солнце свернуло с небесного пути, чтоб не видеть страшной трапезы. Об этом и написал свою кровавую трагедию Сенека.

Предчувствие ужасов начинается с первых же строк. Тень Тантала является из преисподней, ее гонит Эринния (по-латыни — «фурия»): «Ты зарезал своего сына в пищу богам — внуши теперь, чтоб твой внук зарезал сыновей другого внука в пищу отцу!» — «Отпусти меня — лучше терпеть пытку, чем быть пыткой!» — «Делай своё дело: пусть грешники под землёй радуются своим казням, пусть знают, что на земле страшнее, чем в аду!» Безликий хор поёт о грехах Тантала — теперь они множатся в его потомстве.

Внушённая мысль приходит в голову Атрея: «Ничтожен царь, медлящий мстить! Почему я ещё не преступен? Злодейство ждёт меж братом и братом — кто первый протянет к нему руку?» «Убей фиеста», — говорит советник. «Нет: смерть — это милость: я задумал большее». — «Чем же вздумал ты погубить фиеста?» — «Самим фиестом!» — «Чем заманишь его в плен?» — «Посулю полцарства: ради власти сам придёт». — «Не боишься божьей кары?» — «Пусть рухнет на меня Пелопов дом — лишь бы рухнул и на брата». Хор, глядя на это, поёт: нет, царь не тот, кто богат и могуч! истинный царь — тот, кто чужд страстей и страхов, кто твёрд и покоен духом.

Фиест научился этому в изгнании, но не до конца. Он снёс беду, но не снёс тягот. Он знает: «Нет царства больше, чем без царств довольным быть! Злодейство во дворцах живёт — не в хижинах»; но в душе его страх. «Чего боишься?» — спрашивает сын. «Всего», — отвечает фиест и все-таки идёт к Атрею. Атрей выходит навстречу. «Я рад видеть брата! — говорит он (и это правда). — Будь царём со мною!» «Оставь меня в ничтожестве», — отвечает Фиест, «Ты отказываешься от счастья?» — «Да, ибо знаю: счастье переменчиво». — «Не лишай меня славы поделиться властью! — говорит Атрей. — Быть у власти — случайность, отдать власть — доблесть». И Фиест уступает. Хор рад миру, но напоминает себе: радость не бывает долгой.

О злодействе, как водится, рассказывает вестник. Есть тёмная роща, посвящённая Пелопу, где стонут стволы и бродят призраки; там у алтаря, как жертвенных животных, зарезал Атрей фиестовых сыновей — одному снёс голову, другому перерезал горло, третьему пронзил сердце. Дрогнула земля, пошатнулся дворец, чёрная звезда скатилась с небес. «О ужас!» — восклицает хор. Нет, ужас впереди: царь рассекает тела, мясо кипит в котле и шипит на вертелах, огонь не хочет гореть под ними, дым чёрной тучей нависает над домом. Не ведающий беды фиест пирует с братом и дивится, что кусок не идёт ему в горло, что дыбом встают умащённые волосы. Хор глядит в небо, где Солнце с полпути повернуло вспять, тьма встаёт с горизонта — не конец ли это света, не смешается ли мир в новом Хаосе?

Атрей торжествует: «Жаль, что тьма и что боги не видят моё дело, — но мне довольно, что его увидит Фиест! Вот он пьёт последнюю чашу, где с вином смешана кровь его сыновей. Пора!» На блюде вносят отрезанные головы Фиестовых детей. «Узнаешь сыновей?» — «Узнаю брата! О, дай мне хотя бы похоронить их тела!» — «Они уже похоронены — в тебе». — «Где мой меч, чтобы я пронзил себя?» — «Пронзи — и пронзишь сыновей у себе». — «Чем сыновья виновны?» — «Тем, что ты — их отец». — «Где мера злодеянью?» — «Есть мера преступлению — нет меры возмездию!» — «Гряньте, боги, молниями: пусть я стану сам погребальным костром сыновьям своим!» — «Ты обольстил мою жену — ты сам первым убил бы моих детей, если бы не думал, что они — твои». — «Боги-мстители, будьте карою Атрею». — «А тебе вечной карою — твои сыновья в тебе!»

Хор безмолвствует.

Героями трагедии «Фиест» являются два царя-злодея Атрей и Фиест. Сыном Атрея был вождь греков во время Троянской войны Агамемнон, который был убит его женой Клитемнестрой. Ее же затем убил их сын Орест. Описал эти ужасы Эсхил в «Орестеи». Греки считали, что произошедшие ужасы были связаны с «грехами предков», которые началась давно.

Первым грешником был царь Малой Азии Тантал. Он не верил во всеведение богов и ре шил проверить их страшным испытанием. Для этого он зарезал своего сына Пелопа, сварил его в котле и подал его к столу богов в виде блюда. Боги были в гневе. Они воскресили и исцелили Пелопа, а Тантала отправили в Аид и казнили вечным голодом и жаждой.

лоп стал вторым грешником. Он отбил Южную Грецию у злого царя, заставлявшего пришельцев состязаться с ним в колесничном беге, а затем убивал побежденных. Пелоп же одержал над ним победу хитростью: он подкупил возницу царя, который вынул втулку, на которой держалось колесо, колесница разбилась, и в результате, царь погиб. Скрывая свое коварство, Пелоп столкнул царского возницу в море, который, падая, проклял Пелопа вместе со всем его потомством.

Следующими грешниками стали сыновья Пелопа Атрей и Фиест, спорившие за власть над Аргосом. После долгих раздоров царство досталось Атрею, но он решил отомстить брату за то, что тот обольстил его жену. Он зарезал детей Фиеста и решил накормить Фиеста их мясом. Боги ужаснулись, а Солнце свернуло с небесного пути. Сенека и написал об этом свою кровавую трагедию. Трагедия начинается с попадания Тантала в преисподнюю. Фурия напевала ему проклятие его рода, и грехи начинают множиться в его потомстве.

Атрей заманивает Фиеста в плен, пообещав ему полцарства. Фиест в изгнании научился быть чуждым страстей и страхов. Он знал, что самое большое царство в радости и покое. Затаив в душе страх, он все же отправился к Атрею. Нехотя он соглашается разделить царствование с братом. Тогда Артей воплотил в жизнь свой замысел и убил сыновей Фиеста. Братья пируют, но Фиесту кусок не лезет в горло. Выпив последнюю чашу, в которой с вином смешана кровь сыновей брата, он просит внести блюда. После этого внесли на блюдах отрезанные головы Фиестовых детей.

Ужаснувшийся Фиест просит похоронить их тела, на что брат ответил ему, что они уже похоронены в нем. Он пытается вонзить в себя меч, но Атрей заявляет, что, таким образом, он убьет сыновей своих внутри себя. Братья призывают богов к взаимному наказанию друг друга. Хор, сопровождавший всю трагедию, умолкает.

Сочинения


Фиест - характеристика литературного героя