Краткое изложение
Читается примерно за 5 минут
Скачать.fb2
Тит Макций Плавт

«Пленники»

Краткое содержание вариант 1 вариант 2

«Это необычная комедия! — предупреждает актёр, произносящий пролог. — В ней нет никаких непристойностей, нет ни сводника, ни распутницы, ни хвастливого воина, ни подкидышей, ни влюблённого, похищающего возлюбленную, а только игра судьбы, тщета людских намерений и благородство совершенной доблести».

Были в Греции две соседние области, Этолия и Элида. У одного старика из Этолии было два сына, Филополем и Тиндар. Младшего, Тиндара, ещё малым ребёнком похитил хитрый раб и продал в Элиду. Там хозяин отдал мальчика в товарищи собственному сынишке Филократу; Филократ и Тиндар выросли друзьями. Прошло много лет, между Этолией и Элидой началась война. Старший сын этолийского старика Филополем попал в элидский плен, а Филократ и Тиндар — в этолийский плен, и купил их как раз старик отец, не зная, что один из пленников — его собственный сын. Поистине «людьми играют боги, словно мячиком!».

Действие разыгрывается в Этолии. Начинается пьеса монологом прихлебателя — без этого персонажа не смогла обойтись даже такая необычная комедия. Это прихлебатель Филополема, недавно попавшего в плен; жаль его, молодец был парень, никто от него голодным не уходил! А теперь приходится худеть и хиреть, пока старик отец не выручит сына. «Потерпи, — говорит ему старик, — вот я как раз купил двух элидских пленников, хозяина с рабом, — хозяин из знатных, может быть, за него и удастся выручить сына».

Старик знает, что один из его пленников хозяин, а другой — раб, но не знает, который — кто. А между тем знатный Филократ и раб Тиндар сговорились и поменялись одеждой и именами. Старик подзывает к себе знатного — а к нему подходит Тиндар. «Каково тебе в рабстве?» — «Что делать, судьба играет человеком: был хозяином, стал рабом. Одно скажу: если судьба воздаёт по справедливости, то пошлёт она мне хозяина такого, каким был я сам — кроткого и не жестокого. И другое скажу: если судьба воздаёт по справедливости, то каково мне здесь, таково будет и твоему сыну в чужом плену». — «Хочешь вернуться на свободу?» — «Кто ж не хочет!» — «Помоги мне вернуть сына — отпущу и тебя и твоего раба и денег не возьму». — «Ay кого он в плену?» — «У такого-то». — «Это друг моего отца, отец поможет. Только сделай вот что: пошли к нему с этой вестью моего раба, а то он возьмёт и не поверит». — «А если твой раб сбежит и не вернётся?» — «Я ведь остаюсь у тебя в залоге: как будет отец выкупать меня, ты и спросишь с него выкуп сразу за обоих». Старик соглашается, видя, как преданы друг другу двое пленников, и отсылает в Элиду Филократа, не зная, что это не раб, а господин.

Перерыв в действии опять заполняет прихлебатель, тоскующий о сытных былых временах: все точно выродились, все словно сговорились, ни шутки, ни услуги им не надобны, лишь бы обойти голодного обедом! Коли это у них такая стачка — впору обращаться в суд: пусть их оштрафуют на десять обедов в пользу прихлебателей!

Вдруг на сцену возвращается старик, а с ним неожиданный человек — ещё один элидский пленник, приятель филократа, попросивший его о свидании с ним. Тиндар в панике: этот человек отлично знает, кто есть кто, он раскроет хозяину весь обман; «как мне жалко бедных розог, что сломают об меня!». Тиндар пытается сопротивляться. «Этот человек сумасшедший, — говорит он хозяину, — он меня зовёт Тиндаром, а тебя будет звать Аяксом, не слушай его, держись от него подальше — убьёт!» «Этот человек обманщик, — говорит хозяину пленник, — смолоду он раб, вся Элида это знает, а Филократ даже с виду не таков!» У старика голова идёт кругом. «Каков же с виду Филократ?» — «Сухощавый, с острым носом, черноглазый, телом бел, кучерявый, чуть с рыжинкой». — «Горе! так оно и есть!» — восклицает хозяин, слыша точное описание того из пленников, которого он сам только что упустил из рук. «Видно, правду говорят: нет правдивых рабов, хороший лжёт на пользу господину, а дурной во вред господину. Ну, любезный, что ты верен господину, — это, может, и похвально, а за то, что меня обманывал, — в кандалы его и в каменоломню!» Беднягу уводят, а невольный его разоблачитель горько кается, да поздно.

Тут опять врывается нахлебник — уже не унылый, а торжествующий. «Устраивай, хозяин, пир, а меня благодари, как бога! Радостные вести: пришёл корабль, а на нем твой сын Филополем, и тот пленник, которого ты отослал, и ещё тот раб, что когда-то давно от тебя сбежал с твоим младшим сынком на чужбину». — «Ну, коли так — ТЫ мой вечный гость, беру тебя в дом смотрителем за всеми припасами!» Старик бежит на пристань, нахлебник бежит в кладовую. Так и есть: вот Филополем, а вот Филократ — не воспользовался случаем бежать, а исполнил обещание и вернулся за товарищем. Видно, есть ещё на свете дружба и благородство! «Ну, а ты, — обращается старик к беглому рабу, — если хочешь пощады, признавайся: что ты сделал с моим сынком?» — «Продал в рабство — отцу вот этого». — «Как? так значит, Тиндар — мой сын! А я его послал в каменоломню!» Тиндара немедленно освобождают, похитителя заковывают в его кандалы, Филополем обнимается с братом, Филократ на них любуется, и все хором обращаются к публике: «Мы комедию вам дали нравственную, зрители: / Мало есть таких комедий, нравы улучшающих! / Вот теперь и покажите, кто из вас награду дать / Добродетели желают: те пускай похлопают!»

Комедия Плавта «Пленники» является необыкновенной, как могла бы показаться читателю, на первый взгляд. Уже с первых страниц произведения, в прологе, актер твердит об этом. Он подготавливает читателя к неприятностям. Ведь, читателю уже известно, какого героя подготовил Плавт. Однако, к его разочарованию, или наоборот, ни чего схожего с предыдущими произведениями данная комедия «Пленники» не имеет.

В этом произведении писатель не вводит образ сводника, хвастуна или распутницы. Здесь разворачиваются события, связанные с игрой судьбы, человеческих намерений и предпочтений, а также четко прослеживается благородство персонажей. Действия комедии происходят в Этолии. Известно, что любой пьесе должен быть прихлебатель, иначе это уже будет не пьеса. Поэтому в начале пьесы «Пленники» господствует монолог с прихлебателем.

В произведении довольно большое количество имен, которые не сразу отлаживаются в памяти читателя, однако, этот факт не мешает понять смысл пьесы. Автор акцентирует внимание на войне, которая разыгралась между Этолией и Элидой. Не случайно, Плавт начинает свою пьесу с монолога прихлебателя, к которому читатель вскоре, начинает испытывать чувство жалости. Для чего делает это писатель, читатель поймет дальше.

Прихлебатель Филополема предстает перед читателем в роли пленника. Снова у Плавта присутствует неразбериха в произведении, отослав в Элиду Филократа, не догадываясь, что это далеко не раб, а господин. Вот, так поворот событий. Казалось бы, знакомая ситуация читателю, но действия абсолютно разные, а значит финал не такой уж и очевидный. Между действиями писатель специально вставляет прихлебателя. Ему кажется, что пустота должна быть заполнена. Что имел в виду автор, читатель вскоре поймет.

Конечно, пьеса «Пленники» заканчивается успешно. Тиндара освобождают, а виновника всего происходящего, похитителя, жестоко наказывают, заковав в кандалы. Филополем, его брат и Филократне могут нарадоваться и обращаются к публике с призывом оценить их выступление по достоинству.

Скачать.fb2