Краткое изложение
Читается примерно за 6 минут
Скачать.fb2
Константин Гелргиевич Паустовский

«Романтики»

Краткое содержание вариант 1 вариант 2

Максимова со Сташевским, Алексеем и Винклером в этот порт загнал жестокий осенний шторм. Молодые люди жили в дрянной гостинице, набитой моряками и проститутками, проводили время в дешёвых тавернах. Сташевский громил русскую литературу, спорил с Алексеем о судьбах России. Вспоминали недавно умершего Оскара. Старик преподавал им в гимназии немецкий, но досуги посвящал музыке и часто говорил: «Скитайтесь, будьте бродягами, пишите стихи, любите женщин…»

Однажды в греческой кофейне Максимов, уже основательно отведав сантуринского и маслянистой «мастики», вдруг сказал светловолосой красавице за соседним столиком, что она прекрасна, и поставил рядом свой стакан: «Давайте меняться!» «Вы не узнали меня?» — спросила она. Это была Хатидже. Максимов познакомился с ней несколько лет назад на каникулах. Она училась в шестом классе гимназии. Он врал ей о пароходах, моряках и Александрии — обо всем, о чем пишет теперь. Хатидже родилась в Бахчисарае, но была русской. Татарским именем звали её в детстве окружающие. После гимназии жила в Париже, училась в Сорбонне. Здесь она в гостях у родственников и надеется, что теперь они будут часто видеться. После нескольких встреч Максимов и Хатидже провели вечер в компании его друзей. Была музыка, стихи, «гимн четырёх», «их» гимн: «Нам жизнь от таверны до моря, От моря до новых портов»… Сташевский сказал, что теперь это «гимн пяти». По пути домой девушка призналась, что любит Максимова. С этого момента его не покидало ощущение силы. Любовь наполнила смыслом все внутри и вокруг.

Совсем другие настроения владели Винклером. Ничтожным вдруг показалось ему все, чем жили они, презирающие обыденность. Он даже замазал чёрной краской свои ждавшие завершения картины.

Вернувшись домой, Максимов написал Хатидже о своей ненасытной жажде жизни, о том, что находит теперь во всем вкус и запах. Через неделю пришёл ответ: «То же теперь и со мной».

Переписка продолжалась и когда он уехал в Москву. Думал, что тоска по Хатидже станет острее и поможет писать: он мало страдал, чтобы стать писателем. В Москве книга (он назвал её «Жизнь») подвигалась к концу, он обживался уже в чужом для южанина городе. Газетный театральный критик Семенов познакомил его с домашними, с сестрой Наташей — молодой актрисой, которой безумно понравились рассказы Максимова о его скитаниях, о южных городах, о море. Девушка была красива, неожиданна в поступках и своевольна. Во время прогулки на пароходе по Москве-реке она попросила томик Уайльда, что Максимов взял с собой, пролистнула и выбросила за борт. Через минуту попросила прощения. Он ответил, что не стоит извинений, хотя в книге лежало не прочитанное ещё письмо Хатидже.

Вскоре они поехали вместе в Архангельск. В письме к Хатидже он писал: «Я в холодном Архангельске с чудесной девушкой… Я люблю вас и её…»

В разгар лета Максимов собрался в Севастополь, куда переехала, убегая от тоски, Хатидже. Прощаясь с Наташей, он сказал, что есть она и есть Хатидже, без которой ему одиноко, а от Наташи кружится голова, но жить вместе они не должны: она возьмёт все его душевные силы. Вместо ответа Наташа притянула его к себе.

В Симферополе Максимова встречал Винклер. Он отвёз его в Бахчисарай, где ждала Хатидже. Максимов рассказал ей о Москве, о Наташе. Она пообещала не вспоминать обо всем, что узнала.

В Севастополе случилось страшное. Покончил с собой Винклер. В последнее время он много пил, скандалил из-за проститутки Насти, как две капли похожей на Хатидже. Московский знакомый, Серединский, пригласил Максимова и Хатидже на дачу. Оттуда всей компанией предполагалось двинуться на Четыр-Даг. Но пришла телеграмма: Наташа ждёт в Ялте. Максимов собрался встретить её и пообещал через день присоединиться уже на Четыр-Даге. Поздней ночью они с Наташей были на месте. Хатидже пожала ей руку, а когда все улеглись на полу, укрыла её своей шалью. Утром они долго беседовали наедине. Максимов был в смятении: оставаться или уехать с Наташей. Но она из тех, чью любовь убивает быт, размеренность. Все это неразрешимо. Будь что будет. Помогла Хатидже: у тебя будет много падений и подъёмов, но я останусь с тобой, у нас одна цель — творчество.

Однако и жизнь, и любовь, и творчество — все скомкала начавшаяся той же осенью первая мировая война. Максимов оказался на фронте в санитарном отряде. Начались новые скитания. Среди грязи, крови, нечистот и нарастающего ожесточения. Рождалось ощущение гибели европейской культуры. Максимов писал Хатидже и Наташе, ждал от них писем. Удалось встретиться с Алексеем. Тот сообщил, что Сташевский на фронте и получил Георгия. От Семенова пришло известие, что Наташа уехала на фронт, надеясь найти Максимова. Случай помог им свидеться. Она просила его сберечь себя: писатель должен дать радость сотням людей.

Однако судьба вновь разметала их. Снова вокруг только смерть, страдания, загаженные окопы и озлобление. Рождались новые мысли о том, что нет ничего более высокого, чем любовь, сродство людей.

Попав в лазарет по ранению, Максимов пробовал писать, но бросил: кому это нужно? Что-то умерло в нем. Пришла телеграмма от Семенова: Наташа скончалась — сыпной тиф. Едва оправившись, Максимов поехал в Москву. Семенова дома не было, но на столе лежал конверт на имя Максимова. Теперь уже мёртвая, Наташа писала ему о своей любви.

Спустя неделю Хатидже приехала под Тулу, в лазарет, где лежал Максимов. Но его уже там не было. Не долечившись, он бросился под Минск, в местечко, где в грязном доме умерла Наташа. Оттуда он собирался бежать на юг к Хатидже, чтобы она научила его ничего не помнить. Она же в это время шла к московскому поезду и думала: «Максимов не умрёт, он не смеет умирать — жизнь только начинается».

Жестокий осенний шторм загнал в порт Максимова Алексея и Сташевского Винклера. Молодые люди жили в плохой гостинице, набитой моряками и проститутками. Сташевский спорил о литературе с Алексеем, о судьбах России. Вспомнили старого преподавателя, который преподавал в гимназии немецкий, а на досуге посвящал себя музыке.

Однажды в кофейне Максимов встречает свою знакомую Хатидже, с которой познакомился на каникулах несколько лет назад. Она тогда училась в гимназии. Он врал ей о пароходах, морях, обо всём, о чём он пишет. Девушка родилась в Бахчисарае, но была русской. Окончив гимназию, жила в Париже. Здесь она в гостях. Вечер молодые люди провели в компании его друзей. Потом она призналась ему, что влюблена в него. Максимов уехал в Москву, где написал книгу »Жизнь», которая продвигалась к завершению.

Постепенно он привыкал к чужому городу. Семёнов, газетный и театральный критик, познакомил Максимова со своими домашними и сестрой Наташей. Девушка была красива, но своевольна в своих поступках. Она была актриса, и ей нравились рассказы о море. Как-то они поехали вместе в Архангельск.

В письме к Хатидже он писал, что любит её и девушку Наташу. Но без Хатидже ему одиноко, а от Наташи кружится голова. В Севастополе умирает Винклер. Потом он уезжает в Ялту, там ждёт его Наташа. Максимов в смятении, с кем остаться. Хатидже говорит Максимову «- У тебя будет много падений и подъёмов, но я останусь с тобой, ведь у нас цель одна - это творчество». Жизнь, творчество и любовь - всё скомкала в одну кучу, начавшаяся осенью война. Максимов оказался в санитарном отряде на фронте. Начались его испытания, среди грязи, крови и нарастающего ожесточения. Он писал Хатидже и Наташе.

Судьба разбросала всех. Попав в лазарет по ранению, он пробовал писать, но вдохновение умерло в нём. Умерла Наташа от тифа. Не долечившись, он бежит на юг к Хатидже, чтобы она научила ничего не помнить.

Хатиджа шла к Московскому поезду по перрону. Она думала, что Максимов не умрёт, ведь жизнь только начинается.

Скачать.fb2