Краткое изложение
Читается примерно за 6 минут
Скачать.fb2
Хулио Флоренсио Кортасар Дескотте

«Игра в классики»

Краткое содержание вариант 1 вариант 2

Произведение предваряет указание автора о возможном двояком прочтении его произведения: один вариант — последовательное чтение пятидесяти шести глав, образующих первые две части романа, оставив без внимания третью, объединившую «необязательные главы»; другой вариант — прихотливый порядок движения по главам в соответствии с составленной писателем таблицей.

Действие происходит в 1950-е гг.

Орасио Оливейра, сорокалетний аргентинец без определённых занятий, живёт в Париже весьма скромно на деньги, изредка пересылаемые из Буэнос-Айреса богатыми родственниками. Его любимое занятие — бесцельно блуждать по городу. Орасио уже довольно давно приехал сюда по примеру соотечественников, у которых принято отправляться в Париж, как говорится, за воспитанием чувств. Погруженный в себя, беспрестанно анализирующий свои мысли, переживания, поступки, он убеждён в своей «инаковости» и намеренно противопоставляет себя окружающей действительности, которую решительно не приемлет. Ему кажется, что подлинное бытие находится за пределами территории повседневности, и он все время ожидает извне разрешения своих внутренних проблем. Он вновь и вновь приходит к выводу, что ему «гораздо легче думать, чем быть и действовать», а его попытки найти себя в этой жизни — «топтание в кругу, центр которого — повсюду, а окружность — нигде». Орасио ощущает абсолютное одиночество, такое, когда невозможно рассчитывать даже на общение с самим собой, и тогда он запихивает себя в кино, или на концерт, или в гости к друзьям. Он не может разобраться во взаимоотношениях с женщинами — француженкой Полой и уругвайкой Магой. Узнав, что Пола больна — у неё рак груди, — он прекращает встречаться с ней, сделав наконец, таким образом, свой выбор. Мага хочет стать певицей и берет уроки музыки. Своего маленького сына Рокамадура она вынуждена оставить в деревне у кормилицы. Для экономии довольно скудных средств Орасио и Мага решают поселиться вместе. «Мы не были влюблены друг в друга, просто предавались любви с отстранённостью и критической изощрённостью», — будет вспоминать Орасио. Порой Мага даже раздражает его, поскольку она не очень образованна, не столь начитана, он не находит в ней утончённой духовности, к которой стремится. Но Мага естественна, непосредственна, она — воплощённое всепонимание.

У Орасио есть компания друзей, куда входят художники Этьен и Перико, писатели Вонг, Ги Моно, Осип Грегоровиус, музыкант Рональд, керамистка Бэпс. Своё интеллектуальное сообщество они нарекают Клубом Змеи и еженедельно собираются в мансарде Рональда и Бэпс в Латинском квартале, где курят, пьют, при свете зелёных свечей слушают джаз со старых, заигранных пластинок. Они часами беседуют о живописи, литературе, философии, привычно пикируются, и их общение скорее напоминает не разговор друзей, а состязание снобов. Изучение архива старого, умирающего писателя Морелли, когда-то задумавшего книгу, так и оставшуюся в виде разрозненных записей, даёт обильный материал для обсуждения современной манеры письма, авангардной литературы, которая по самой своей сути является подстрекательством, развенчанием и насмешкой. Мага чувствует себя серенькой и незначительной рядом с такими умниками, блестящими фанфаронами словопрения. Но даже с этими близкими по духу и образу мыслей людьми Орасио порой бывает тягостно, он не испытывает глубокой привязанности к тем, с кем «по чистой случайности пересёкся во времени и пространстве».

Когда Рокамадур заболевает и Маге приходится забрать малыша и ухаживать за ним, Орасио не в силах побороть досаду и раздражение. Равнодушным оставляет его и смерть ребёнка. Друзья, устроившие своеобразный суд чести, не могут простить Орасио ни его «устранения» в трудный для Маги момент, ни проявленной им в этой ситуации бесчувственности. Мага уезжает, и Орасио только теперь осознает, что любил эту девушку и, потеряв её, лишился жизненного стержня. Он оказывается по-настоящему одинок и, выбившись из уже привычного круга, ищет «братства» в обществе бродяг, но попадает в полицию и приговорён к высылке из страны.

И вот спустя много лет после отъезда с родины Орасио снова оказывается в Буэнос-Айресе. Он влачит растительное существование в комнатушке гостиницы и снисходительно терпит трогательную мещанскую заботливость Хекрептен. Он поддерживает тесное общение с другом юности Тревелером и его женой Талитой, работающими в цирке. Орасио приятно их общество, но всегда испытывающий по отношению к друзьям манию духовных захватов, он на этот раз всерьёз опасается «посеять сомнения и нарушить покой добрых людей». Талита чем-то напоминает ему Магу, и он невольно тянется к ней. Тревелер несколько обеспокоен, замечая это, но он дорожит дружбой с Орасио, в беседах с которым находит отдушину после того, как долгое время страдал от отсутствия интеллектуального общения. И все же Орасио чуть было мимоходом не разрушает счастливую любовь друзей.

Хозяин цирка Феррагуто покупает психиатрическую клинику, и все трое устраиваются туда на работу. В непривычной обстановке им поначалу приходится трудно, а у Орасио все чаще наблюдаются странности в психике, его мучает раскаяние, все больше подступает уверенность, что Мага умерла по его вине. Убедив себя, что Тревелер из ревности намеревается разобраться с ним, Орасио угрожает выброситься из окна на плиты мощёного двора. Доверительный тон и верное поведение Тревелера заставляют его отложить задуманное. Запершись один в палате и глядя из окна, Орасио раздумывает о возможном для себя выходе: «Ужасно сладостный миг, когда лучше всего чуть наклониться вниз и дать себе уйти — хлоп! И конец!» Но внизу стоят любящие, сочувствующие, обеспокоенные, тревожащиеся за него Тревелер и Талита.

Финал романа остаётся открытым. Сделал ли Орасио свой последний шаг в пустоту или раздумал — это предстоит решать читателю. Чередование эпизодов, когда Орасио после неосуществлённого намерения свести счёты с жизнью снова оказывается у себя дома, могут быть просто предсмертным видением. И все же кажется, что, ощутив надёжную подлинность человеческих отношений, Орасио согласится с тем, что «единственно возможный способ уйти от территории — это влезть в неё по самую макушку».

Автор произведения дает понять, что его можно читать по двум вариантам: последовательное чтение пятидесяти шести глав и своенравный поочередное чтение глав.

События происходят в 1950-е гг.

Орасио Оливейра, которому исполнилось сорок лет, проживает в Париже довольно бедно, иногда ему присылают богатые родственники из Буэнос-Айреса некую сумму. Все, что он любит делать – это бродить по городу. Он приехал сюда, чтобы воспитать в себе определенные чувства. Он постоянно один, постоянно о чем-то размышляет и в любой ситуации противопоставляет себя окружающему миру.

По его мнению, попытки поисков себя в жизни – это зря потраченное время. Орасио находится в полном одиночестве, он ни с кем не поддерживает приятельских отношений, у него не строятся отношения с женщинами. Он абсолютно не определен в себе, поэтому не знает, как поступить с француженкой Полой и уругвайкой Магой. Узнав о том, что у нее рак груди, он бросает ее, оправдываясь тем, что это и есть его выбор.

Рокамадуре приходится оставить своего ребенка у кормилицы. Для того, чтобы соблюдать определенную экономию, Орасио и Мага начинают жить вместе. Они не любят друг друга, но отдавались временной любви. Иногда, Мага даже злила его, ему с ней было не интересно, он с ней не ощущал духовной близости.

У Орасио своя компания друзей, в которую входят художники и писатели. Они называются клубом Змеи. Каждую неделю они собираются и пьют, курят при свечах, обсуждают живопись и литературу. Маге в этой компании не по себе, это не ее круг общения, она задыхается в нем. Даже Орасио порой тяжело здесь находиться, ведь, ему там ни кто не станет согревать душу. Он понимает, что данная компания является временной, им пришлось пересечься в одно время.

Спустя время, Маге приходится забрать своего сына, но Орасио этого не понимает, мальчик его постоянно раздражает. После смерти ребенка он все равно остается бесчувственным, за что друзья его и осуждают. И только после того, как Мага от него уходит, он понимает, что он любит ее, и смысл его жизни заключался именно в ней. Оставшись совершенно один, Орасио оказывается в компании бродяг и вскоре его высылают из страны.

Снова, оказавшись в Буэнос-Айресе, Орасио чуть ли не рушит семью старого друга, влюбившись в его жену Талиту, которая напоминала ему Магу. Устроившись работать в психиатрическую клинику, у Орасио наблюдаются психические отклонения: попытка выброситься из окна. Финал остается открытым, читателю неизвестно, совершил ли он это, или же передумал. Читатель должен додумать самостоятельно.

Скачать.fb2