Краткое изложение
Читается примерно за 4 минуты
Калидаса

«Рождение Кумары»

Краткое содержание вариант 1 вариант 2

Поэма, оставшаяся, как полагают, неоконченной и дополненная позднее.

Могучий демон Тарака, которому за совершенные им аскетические подвиги Брахма в своё время даровал необоримую силу, устрашает и унижает небесных богов, так что даже их царь Индра вынужден платить ему дань. Боги молят Брахму о помощи, но тот ничем не может облегчить их участь и только предрекает, что вскоре у Шивы родится сын, который единственный способен сокрушить Тараку. Однако у Шивы ещё нет жены, и боги предназначают ему в супруги дочь царя гор Хималая Парвати, при рождении которой землю осыпал цветочный дождь, предвещающий благо всему миру, озаряющую своим ликом все стороны света, совмещающую в себе все что ни есть прекрасного на земле и на небе.

Чтобы снискать любовь Шивы, Парвати отправляется в его обитель на горе Кайласе, где Шива предаётся суровому подвижничеству. Добиваясь его расположения, Парвати преданно заботится о нем, но, погруженный в глубокое самосозерцание, Шива даже не замечает её усилий, бесстрастен и равнодушен к её красоте и услужливости. Тогда на помощь ей приходит бог любви Кама, вооружённый луком с цветочными стрелами. С его приходом в покрытых снегом горах расцветает весна, и только обитель Шивы чужда ликованию природы, а сам бог по-прежнему остаётся неподвижным, безмолвным, глухим и к весенней прелести, и к обращённым к нему словам любви. Кама пытается пронзить своею стрелой сердце Шивы и растопить его холод. Но Шива мгновенно сжигает его пламенем своего третьего глаза. Возлюбленная Камы Рати горько рыдает над горсткой пепла, оставшейся от её супруга. Она готова покончить с собою, разведя погребальный костёр, и только голос с неба, возвещающий ей, что Кама возродится, как только Шива обретёт счастье любви, удерживает её от исполнения своего намерения.

После сожжения Камы удручённая безуспешностью своих стараний Парвати возвращается в отчий дом. Сетуя на бессилие своей красоты, она надеется, что только умерщвление плоти поможет ей достичь поставленной цели. Переодевшись в грубое платье из лыка, питаясь только лучами луны и дождевой водой, она предаётся, подобно Шиве, жестокой аскезе. Спустя какое-то время к ней приходит молодой отшельник и пытается отговорить от изнуряющего её подвижничества, которого недостоин, по его словам, жестокий, отталкивающий своим равнодушием и безобразием Шива. Парвати в негодовании отвечает страстной хвалой Шиве, единственному, кому принадлежат её сердце и помыслы. Незнакомец исчезает, и вместо него появляется сам Шива, великий бог, который принял облик молодого отшельника, чтобы испытать глубину чувств Парвати. Убедившись в её преданности, Шива готов теперь стать ей любящим супругом и слугою.

Он посылает сватами к отцу Парвати Хималаю семерых божественных мудрецов — риши. Тот назначает свадьбу на четвёртый день после их прибытия, и к ней радостно готовятся жених и невеста. В свадебной церемонии принимают участие Брахма, Вишну, Индра, бог солнца Сурья, её оглашают чудесным пением небесные певцы — гандхарвы, украшают чарующим танцем небесные девы — апсары. Шива и Парвати восходят на золотой трон, богиня счастья и красоты Лакшми осеняет их небесным лотосом, богиня мудрости и красноречия Сарасвати произносит искусно составленное благословение.

Медовый месяц Парвати и Шива проводят во дворце царя Хималая, затем отправляются на гору Кайласу и, наконец, уединяются в чудесном лесу Гандхамадане. Терпеливо и нежно обучает Шива застенчивую Парвати искусству любовной ласки, и в любовных утехах для них как одна-единственная ночь проходят сто пятьдесят времён года, или двадцать пять лет. Плодом их великой любви и должно стать рождение Кумары, бога войны, известного также под именами Сканды и Карттикеи.

Демону Тарака за аскетические подвиги даровал Брахма необоримую силу. Даже, царь богов Индра платит ему дань. Молят боги Брахму о помощи, но и он помочь не может, хотя предрекает: у Шивы родится сын – он единственный и способен Тараку сокрушить. Но у Шивы ещё и жены нет! Боги дают ему дочь Хималая Парвати, царя гор.

Парвати идет в обитель Шивы на гору Кайлас – там он предаётся суровому подвижничеству. Парвати заботится о нем, но пребывающий в самосозерцании Шива не замечает её, равнодушен к красоте и услужливости. На помощь приходит Кама,бог любви, вооружённый луком с цветами стрелами. Все расцветает весна, но обитель Шивы и сам бог неподвижны, глухи к словам любви. Кама хочет пронзить сердце Шивы, растопить холод. Шива пламенем своего третьего глаза мгновенно сжигает его. Рати, жена Камы, рыдает над пеплом, оставшимся от супруга. Голос с неба возвещает, что Кама возродится, если Шива обретёт любовь.

После гибели Камы Парвати возвращается домой. Ее красота бессильна. Поможет достичь цели умерщвление плоти. Надев грубое платье , питаясь лучами луны и водой дождей, она подобно Шиве предаётся аскезе. Приходит молодой отшельник, пытаясь отговорить от подвижничества - его недостоин жестокий, равнодушный и безобразный Шива. Парвати отвечает хвалой Шиве, ведь ему принадлежит её сердце и ее помыслы. Вдруг вместо незнакомца является Шива - великий бог. Он испытывал глубину любви Парвати. Шива готов стать ей любящим супругом и даже слугою. 7 божественных мудрецов-риши идут сватами к Хималаю, отцу Парвати. Свадьба назначена, готовятся к ней и жених, и невеста. В церемонии участвуют Брахма и Вишну, Индра и бог солнца Сурья. Чудесным пением сопровождают ее небесные гандхарвы, а украшают танцами апсары - небесные девы. На золотой трон восходят Шива и Парвати, и богиня счастья и красоты Лакшми осеняет их лотосом, а Сарасвати, богиня мудрости и красноречия, произносит благословение.

Парвати и Шива проводят медовый месяц во дворце Хималая, потом идут на гору Кайласу и уединяются в чудном лесу Гандхамадане. Шива обучает застенчивую жену искусству ласки, в любовных утехах как одна ночь проходят 150 времён года, или 25 лет. А плодом их любви будет Кумара, бог войны, который известен под именами Карттикеи и Сканды.