
Бешеные деньги
Александр Николаевич Островский
«Васильков»
ВАСИЛЬКОВ — герой комедии
В деловых операциях В. основателен, серьезен и ответствен: «Что я сказал, то и будет, я даром слова не говорю». Но он «в любви еще юноша», вынужденный как заклинание повторять: «Я, как бы ни увлекался, из бюджета не выйду». Влюбившись в гордую столичную красавицу Лидию Чебоксарову, он вынужден считаться с ее запросами и великосветскими привычками. Лидия как «бабочка», которая не может жить без «золотой пыли». Для нее настоящая жизнь там, где «блеск, раболепство мужчин и безумная роскошь». «Бюджет» В. для нее — лишь «жалкий, мещанский, копеечный расчет», с которым она не в силах примириться.
Конфликт между «богиней беззаботного счастья» Лидией и «грубым идолом труда и промышленности» В. приобретает форму поединка между мужем и женой, в котором «женские подвиги» Лидии наталкиваются на твердую волю В. (характерно первонач. название комедии — «Коса — на камень»). «Усмирение своенравной» привело к тому, что Лидия согласилась пройти школу смирения в «экономках» у собственного мужа. Но «слабое сердце» В. в этой борьбе окрепло и ожесточилось. Из «чувствительного» юноши В. превратился в разумного, сильного мужчину, который уже никогда «из бюджета не выйдет». Его «душа убита», поэзия искреннего чувства уходит из его жизни, несовместимая с духом времени, эпохой «бешеных денег».
Первый исполнитель роли В. —