Жизнь Галилея
Бертольт Брехт
«Галилео Галилей»
ГАЛИЛЕО ГАЛИЛЕЙ (нем. Galileo Galilei) — герой драмы Б. Брехта «Жизнь Галилея» (1938). Галилео Галилей — великий итальянский ученый (1564−1642), последователь Коперника, создатель телескопа, опровергший учение Аристотеля о небесных телах; революционер и гений в науке, он несколько раз подвергался суду инквизиции, отказывался от собственных убеждений ради продолжения научной работы; уже будучи слепым, в 1637 году через учеников переправил в Голландию свой главный труд — «Беседы».
Б. Брехт впервые обратился к этому образу в 1934 году, попросив у московского планетария рукопись звездного представления «Галилей». Тогда отречение Галилея от своих идей было для Брехта не более чем хитрым маневром, с помощью которого великий ученый получил возможность работать дальше. В первоначальном варианте драмы Г. Г. была уготована роль победителя. Одновременно с этим писатель преследовал и личные цели. Брехт не скрывал, что пьеса «написана, собственно, для Нью-Йорка» и должна обеспечить ему, немецкому эмигранту, въезд в США. Премьера 1-й редакции «Жизни Галилея» состоялась 9 сентября 1943 года в швейцарском театре «Шаушпиль-хаус» (Цюрих). Режиссером и исполнителем главной роли был Леонард Штеккель. Критика расценила эту постановку как произведение о нелегальной борьбе и конечной победе разума над догмой.
30 июля 1947 года в «Коронет театер» (Бе-верли-Хиллз, Лос-Анджелес) состоялась американская премьера пьесы, после которой Брехт был вызван в Вашингтон на заседание комиссии по расследованию «антиамериканской деятельности». Допрос состоялся 30 октября 1947 щца и был воспринят Брехтом почти как
Брехт писал: «"Атомный век» дебютировал в Хиросиме в самый разгар нашей работы. И в тот же миг биография основателя новой физики зазвучала по-иному. Адская сила Большой бомбы осветила конфликт Галилея с властями новым, ярким светом". Потрясенный разрушительной силой атомной бомбы, Брехт решил использовать образ Галилея с его верой и отступничеством в качестве примера ученого, несущего ответственность за свои открытия. Во второй редакции пьесы Г. Г. не столько великий ученый, сколько слабый, не чуждый земных удовольствий человек, который сначала не отдает себе отчета в том, что его открытия могут быть использованы в целях разрушения; а потом, запуганный инквизицией, превращается в старого, утратившего разум чревоугодника, умирающего под надзором своей чудовищной фанатичной дочери, без учеников, посчитавших его предателем.
Брехт изобразил в образе Г. Г. отступника, человека без политической и общественной ориентации. Его талант — не более чем плотская страсть к науке ученого, стремящегося к удовлетворению своих желаний. Для Брехта его герой — человек нового времени, порожденный старым миром и подверженный слабостям, которые необходимо преодолеть.
15 января 1957 года, после смерти Брехта, состоялась премьера «Жизни Галилея» в немецком театре «Берлинер ансамбль». В постановке режиссера Эриха Энгеля главную роль играл Эрнст Буш, который акцентировал обаяние и целеустремленность ученого. В последних сценах Буш изобразил раздавленного инквизицией и собственным отступничеством человека.
В 1966 году