Аполлон Александрович Григорьев
ГРИГОРЬЕВ, АПОЛЛОН АЛЕКСАНДРОВИЧ (1822−1864), русский поэт, литературный и театральный критик, переводчик, мемуарист. Родился 20 июля (1 августа) 1822 в Москве. Дед Григорьева, крестьянин, приехал в Москву из глухой провинции на заработки и за усердный труд на различных чиновничьих должностях получил дворянство. Отец вопреки родительской воле женился на дочери крепостного кучера. Скандальный брак состоялся спустя год после рождения Аполлона, поэтому ребенок считался незаконнорожденным. Только в 1850, дослужившись до чина титулярного советника, Григорьев получил личное дворянство, «восстановив» таким образом благородное звание, с таким трудом доставшееся деду.
Прекрасное домашнее образование позволило будущему поэту, минуя гимназию, поступить на юридический факультет Московского университета, в котором в то время читали лекции
Печатался А. Григорьев с 1843. В это время (1843−1845) писал особенно много, безответно влюбившись в
Душевно опустошенный после первого любовного разочарования, отягощенный долгами, в стремлении начать новую жизнь Григорьев тайно бежал в Петербург, где у него не было ни близких, ни знакомых. С 1844 по 1845 служил в Управе благочиния и в Сенате, затем оставил и эту службу, движимый желанием заниматься исключительно литературным трудом. В это время он писал и стихи, и драмы, и прозу, и критику — литературную и театральную. В 1844—1846 сотрудничал в журнале «Репертуар и Пантеон», в котором произошло его становление как профессионального литератора. Кроме рецензий на спектакли, циклов критических статей на театральную тему, опубликовал многочисленные стихи, стихотворную драму Два эгоизма (1845), трилогию Человек будущего, Мое знакомство с Виталиным, Офелия. Одно из воспоминаний Виталина (1845−1846), много переводил (Антигона Софокла, 1846, Школа мужей Мольера, 1846 и др. произведения).
Широкая натура Григорьева вкупе с романтическим настроем молодости заставляла поэта метаться из одной крайности в другую, менять убеждения, почти исступленно выискивая новые привязанности и идеалы. Разочаровавшись в Петербурге, в 1847 возвратился в Москву, где сотрудничал в газете «Московский городской листок». Самыми заметными работами этого периода явились четыре статьи Гоголь и его последняя книга (10−19 марта 1847), в которых Григорьев, высоко оценивая значение Выбранных мест из переписки с друзьями, размышлял об утрате современным обществом «пуритански строгого, стоического духа».
В этом же году Григорьев женился на сестре
В 1848—1857 Григорьев преподавал законоведение в разных учебных заведениях, не оставляя творчества и сотрудничества с журналами. В 1850 вошел в круг журнала «Москвитянин» и вместе с
После закрытия в 1856 «Москвитянина» Григорьева приглашали работать в другие журналы — в «Русскую беседу», «Современник», — но он ставил условием руководство отделом критики. Переговоры о сотрудничестве заканчивались только публикациями его статей, поэм и переводов.
В 1852—1857 Григорьев пережил очередную безответную любовь — к
В качестве воспитателя и домашнего учителя юного князя
Философско-эстетические воззрения Григорьева формировались под влиянием эстетики романтизма (Карлейля, Шеллинга, Эмерсона) и славянофильства (прежде всего Хомякова). Генетическая связь общественных взглядов «почвенника» Григорьева с учением «старших» славянофилов — признание определяющего значения национально-патриархального и религиозного начал в народной жизни — сочеталось в его творчестве с существенной корректировкой этого учения, критикой абсолютизации славянофилами «общинного начала» («мысль об уничтожении личности общностью в нашей русской душе… слабая сторона славянофильства»), «пуританских» суждений о русской литературе и невнимания к новым жизненным силам русского общества («бытию… великорусской промышленной России»). Григорьев отстаивал также идею единства русского народа до- и послепетровского периодов. По мнению Григорьева, и для славянофильства и для западничества характерно отвлеченное теоретизирование, схематическое ограничение исторической жизни («кладут жизнь на Прокрустово ложе»). Однако общинный идеал славянофилов, при всей своей «книжности», все же, согласно Григорьеву, несравненно богаче положительным содержанием, чем программа западничества, идеал которого — единообразие («казарменность», «мундирное человечество»).
Наиболее полно миросозерцание Григорьева представлено в созданной им теории «органической критики». Понятие «органической критики» соответствует признанию «органичности» самого искусства, в произведениях которого находят синтетическое воплощение «органические начала жизни». Искусство не отражает жизнь в смысле ее копирования, а само есть часть жизненного процесса, его «идеальное выражение». Апология искусства в шеллингианско-романтическом ключе как «вечного органона» философской мысли служит у Григорьева основой понимания и высокой оценки реалистической традиции русской и мировой литературы. Григорьев определяет высшую форму реалистической художественной деятельности как гармоническое единство бессознательного творчества (процесс художественной типизации) и «идеального миросозерцания» (целостного духовного, органического восприятия художником действительности). «Правда жизни», включающая в интерпретации Григорьева и собственно эстетическое и нравственное в искусстве, наиболее полно, по его мнению, была воплощена русскими писателями: Пушкиным, Лермонтовым, Гоголем, Аксаковым, Островским. Доказывая бессодержательность концепции «чистого искусства», Григорьев в то же время признавал самодостаточность художественного творчества, «в себе самом носящего свое неотъемлемое право и оправдание», и видел «народность» искусства в способности воплощать в образы и идеалы «великие истины и тайны» народной жизни, которые, составляя ее сущность, действуют стихийно и неосознанно. Упрекал революционно-демократическую критику в эстетическом и нравственном релятивизме, проводимом к тому же непоследовательно, так как отрицание «вечных жизненных идеалов» сочеталось в ней с абсолютизацией положений современных (т.н. «передовых» и «прогрессивных») теорий. В развитии Григорьевым славянофильского «органицизма» в понимании истории проявились черты, определившие связь его философских взглядов с последующими теориями циклов (Данилевский, Леонтьев). Это относится к критике Григорьевым «идеи отвлеченного человечества» и концепции прогресса (идея «Сатурна-прогресса, постоянно пожирающего чад своих»), к определению им исторической реальности как совокупности своеобразных «органических типов» общественной жизни. Однако Григорьев, подчеркивая способность этих типов к «великому перерождению» и развитию, определенно признает диахроническое единство истории, и в этом существенное отличие его позиции от циклических моделей культурно-исторического процесса. За свою жизнь Григорьев словно испытывал все ипостаси человеческой личности, пробуя их в самых крайних проявлениях: был мистиком и атеистом, масоном и славянофилом, добрым товарищем и непримиримым врагом-полемистом, нравственным человеком и запойным пьяницей. Все эти крайности в конце концов сломили его. Запутавшись в долгах и отсидев в 1861 в долговой тюрьме, он предпринял последнюю попытку переменить жизнь, уехав в Оренбург преподавать в кадетском корпусе. Но эта поездка лишь усугубила тяжелое душевное состояние поэта, тем более что произошел очередной разрыв с женой
Григорьев Аполлон Александрович, русский поэт родился 1 августа 1822 года в Москве. Так как отец Григорьева женился после рождения Аполлона, ребенок считался незаконнорожденным. Впрочем, дворянское происхождение позволило поэту получить разностороннее домашнее образование.
В 1842 году Григорьев завершает обучение в Московском университете, в котором он учился на юридическом факультете, и получает звание первого кандидата. Забывчивость и рассеянность не давала Григорьеву наслаждаться канцелярской работой.
Вдохновленный безответной влюбленностью к Антонине Корш, Григорьев активно печатается в период 1843-1845 гг. Стихотворения этого периода насыщены любовными переживаниями и стихийными чувствами. Любовь для поэта – необузданный космический хаос.
Морально подавленный неразделенными чувствами, в попытке начать жизнь заново, Аполлон тайно уезжает в чуждый ему Петербург. В 1844-1845 гг., в попытках зарабатывать на жизнь исключительно литературным трудом, Григорьев активно пишет — стихи, драмы, прозу, критические статьи. Энергично сотрудничает с журналом «Репертуар и Пантеон». Впрочем, Петербург вызывает разочарование переменчивого поэта, и Григорьев возвращается в Москву. В 1847 году он сочетается браком с сестрой своей первой возлюбленной, однако семейная жизнь омрачается легкомысленностью жены, что приводит к расторжению брака. Новые душевные терзания вдохновляют поэта на создание поэтического цикла «Дневник любви и молитвы».
Блестящий литературный и театральный критик, Григорьев постоянно печатается в журнале «Москвитянин». Впечатлительный человек, за всю свою Григорьев часто кардинально менял свои взгляды. Такие крайности в итоге сломили психику поэта. Чем больше Григорьев писал туманных, мистических статей, тем больше росла его непопулярность среди литераторов, тяжелые статьи Григорьева отталкивали простых читателей.
В попытке изменить жизнь к лучшему Григорьев уезжает в Оренбург, но эта поездка не приносит ему радости, напротив усугубляет и без того тяжелое душевное состояние. Вернувшись их Оренбурга, Григорьев злоупотребляет алкоголем, работает урывками, из-за чего несколько раз попадает в долговую тюрьму.
Аполлон Александрович Григорьев умер 7 октября 1864 года в результате инсульта.