Краткое изложение
Читается примерно за 5 минут
Сочинения
3 сочинения
Скачать.fb2
Эсхил

«Семеро против Фив»

Краткое содержание вариант 1 вариант 2

В мифической Греции были два самых сильных царства: Фивы в Средней Греции и Аргос в Южной Греции. В Фивах был когда-то царь по имени Лаий. Он получил пророчество: «Не роди сына — погубишь царство!» Лаий не послушался и родил сына по имени Эдип. Он хотел погубить младенца; но Эдип спасся, вырос на чужой стороне, а потом нечаянно убил Лаия, не зная, что это его отец, и женился на его вдове, не зная, что это его мать. Как это случилось, и как это открылось, и как за это пострадал Эдип, нам расскажет другой драматург — Софокл. Но самое страшное — гибель царства — было ещё впереди.

У Эдипа от кровосмесительного брака с собственною матерью родились два сына и две дочери: Этеокл, Полиник, Антигона и Йемена. Когда Эдип отрёкся от власти, сыновья отвернулись от него, попрекая его грехом. Эдип проклял их, посулив им делить между собою власть мечом. Так и случилось. Братья договорились править попеременно, каждый по году. Но после первого же года Этеокл отказался уйти и изгнал Полиника из Фив. Полиник бежал в южное царство — в Аргос. Там он собрал себе союзников, и они всемером пошли на семивратные Фивы. В решающем бою два брата сошлись и убили друг друга: Этеокл ранил Полиника копьём, тот упал на колено, Этеокл навис над ним, и тут Полиник ударил его снизу мечом. Враги дрогнули, Фивы были на этот раз спасены. Только поколение спустя на Фивы пришли походом сыновья семерых вождей и надолго стёрли Фивы с лица земли: пророчество сбылось.

Эсхил написал об этом трилогию, три трагедии: «Лаий» — о царе-виновнике, «Эдип» — о царе-грешнике и «Семеро против Фив» — об Этеокле, царе-герое, отдавшем жизнь за свой город. Сохранилась только последняя. Она по-старинному статична, на сцене почти ничего не происходит; только величаво стоит царь, приходит и уходит вестник и жалостно стенает хор.

Этеокл объявляет: враг подступает, но боги — защита Фивам; пусть же каждый исполнит свой долг. Вестник подтверждает: да, семь вождей уже поклялись на крови победить или пасть и мечут жребий, кому идти на какие ворота. Хор фиванских женщин мечется в ужасе, чует гибель и молит богов о спасении. Этеокл унимает их: война — мужское дело, а женское дело — сидеть дома и не смущать народ своим страхом.

Вновь является вестник: жребии брошены, семь вождей идут на приступ. Начинается центральная, самая знаменитая сцена: распределение ворот. Вестник пугающе описывает каждого из семерых; Этеокл спокойно отвечает и твёрдо отдаёт приказы.

«У первых ворот — герой Тидей: шлем с гривою, щит с колокольцами, на щите звёздное небо с месяцем». «Не в гриве сила и не в колокольцах: как бы самого его не настигла чёрная ночь». И против аргосского начальника Этеокл посылает фиванского. «У вторых ворот — гигант Капаней, на щите его воин с факелом; грозит огнём спалить Фивы, не страшны ему ни люди, ни боги». «Кто богов не боится, того боги и покарают; кто дальше?» И Этеокл высылает второго вождя.

«У третьих ворот — твой тёзка, Этеокл аргосский, на щите его воин с лестницей лезет на башню». «Повергнем обоих — и того, кто со щитом, и того, кто на щите». И Этеокл высылает третьего вождя.

«У четвёртых ворот — силач Гиппомедонт: щит — как жёрнов, на щите змей Тифон пышет огнём и дымом», «У него на щите Тифон, у нас Зевс с молниями, победитель Тифона». И Этеокл высылает четвёртого вождя.

«У пятых ворот — красавец Парфенопей, на щите его чудо-Сфинкс, загадками терзавшая Фивы». «И на живую Сфинкс нашёлся разгадчик, а рисованная нам и подавно нестрашна». И Этеокл высылает пятого вождя.

«У шестых ворот — мудрый Амфиарай: он пророк, он знал, что идёт на смерть, но его залучили обманом; чист его щит, и знаков на нем нет». «Горько, когда праведный делит судьбу со злыми: но как предвидел он, так и сбудется». И Этеокл высылает шестого вождя.

«У седьмых ворот — сам твой брат Полиник: или сам умрёт, или тебя убьёт, или выгонит с бесчестьем, как ты его; а на щите его писана богиня Правды». «Горе нам от Эдипова проклятия! но не с ним святая Правда, а с Фивами. Сам пойду на него, царь на царя, брат на брата». — «Не ходи, царь, — умоляет хор, — братскую кровь грех проливать». — «Лучше смерть, чем позор», — отвечает Этеокл и уходит.

На сцене — только хор: женщины в мрачной песне предчувствуют беду, поминая и пророчество Лаию: «Царству — пасть!» — и проклятие Эдипа: «Власть — мечом делить!»; пришло время расплаты. Так и есть — входит вестник с вестью: шесть побед у шести ворот, а перед седьмыми пали оба брата, убив друг друга, — конец царскому роду фиванскому!

Начинается погребальный плач. Вносят носилки с убитыми Этеоклом и Полиником, выходят навстречу их сестры Антигона и Йемена. Сестры заводят причитания, хор им вторит. Поминают, что имя Этеокла значит «Велеславный», поминают, что имя Полиника значит «Многобранный» — по имени и судьба. «Сразил сражённый!» — «Убит убивший!» — «УМЫСЛИВ зло!» — «Терпя от зла!» Поют, что было у царства два царя, у сестёр два брата, а не стало ни одного: так бывает, когда меч делит власть. Протяжным плачем заканчивается трагедия.

В те времена Средняя Греция была поделена на два царства: Фивы и Агрос. Фивами правил царь по имени Лаий, которому жена родила, вопреки пророчеству, сына Эдипа. Лаий попытался убить отпрыска, но тот ускользнул от отца и рос на чужой стороне. Спустя время, Эдип убивает Лаий, не ведая, что это его отец, и в жёны берёт его вдову, не зная, что это его родная мать. Как все это произошло, и как был наказан за свои поступки Эдип, расскажет Софокл. Но самое страшное впереди – крах царства.

От брака с собственной матерью, Эдип стаёт отцом двоим сыновьям - Этеоклу и Полинику, и двум дочерям – Антигоне и Йемене. Он отрекается от трона, за что получает призрение от детей, попрекающих его грехом. В свою очередь Эдип проклинает их, приговаривая, что б они между собой власть делили мечом. Спустя время так и случилось, когда Этиокл изгнал Полиника, а тот, собрав единомышленников в Аргосе, пошел на брата войной. Они сцепились в схватке и убили друг друга, но Фивы выстояли. Спустя поколение Фивы были стёрты с лица земли армией семи вождей: пророчество сбылось.

Этеокл - царь, отдавший жизнь за свой город, объявил, что к Фивам подступают враги, уточняя, что боги стоят на защите города, и зазывает каждого к исполнению своего долга, а жён ихних сидеть дома и не выдавать страха, ибо они станут примером для остальных. Вестник приносит информацию, что семь вождей сейчас решают между собой, кто на какие из семи ворот будет нападать.

К первым воротам приблизился аргосский герой Тидей. На нём был шлем с шикарной гривой, в руках он держал щит с изображенными месяцем и звездным небом. На встречу ему царь отправляет фиванского начальника. У вторых ворот ждёт войско под началом гиганта Капанейа, противостоять которому Этеокл высылает второго своего вождя.

У третьих же ворот остановился тёзка царя – Этеокл аргосский, с изображенным на щите лезущим воином по лестнице в башню. На противостояние ему Этеокл ставит третьего своего фиванского вождя. Силач Гиппомедонт был у четвертых ворот. В руках он держал щит с изображением змея Тифона, извергающего огонь и дым. Говоря, что на бой змею выйдет сам Зевс с молниями, Этеокл ставит своего четвертого вождя. У пятых ворот стоял красавец Прафенопей со Сфинксом на щите. Ему противостоять вышел пятый вождь. Противостоять на шестых воротах мудрому Амфиарайу, у которого был чист щит, вызвался шестой вождь.

И наконец на седьмых, последних, воротах стоял, собственно, брат Этеокла, держащий в руках щит с изображенной богиней Правды. Мудрейшие сказали Этеоклу, что или Полиник умрёт, или Этеокл, или выгонит его с позором, как Этеокл его выгнал когда-то. На эти слова царь ответил, что «лучше принять сверть, чем быть изгнанным с таким позором», и уходит на встречу судьбе.

И свершилось проклятие отца ихнего, и убили брат брата на поле боя, когда Полиник получил ранение от копья Этеокла, и пал на колени, но когда брат навис над ним, что б добить, Полиник пронзил тело Этеокла своим клинком, и оба брать умерли. Таким образом царство имело двух царей, а сёстры братьев, но ни одного не стало, когда меч власть поделил.

Сочинения


Этеокл - характеристика литературного героя Этеокл герой трагедии Эсхила «Семеро против Фив» Эмпедокл - характеристика литературного героя Скачать.fb2