Виктор Владимирович Ерофеев
ЕРОФЕЕВ, ВИКТОР ВЛАДИМИРОВИЧ (р. 1947), русский писатель, литературовед. Родился 19 сентября 1947 в Москве в семье дипломата. В 1970 окончил филологический факультет МГУ, затем аспирантуру Института мировой литературы АН СССР. Кандидат филологических наук. Статьи Ерофеева начали печататься в периодике с 1967. В 1979 он стал одним из организаторов и участников бесцензурного литературного альманаха 'Метрополь', был исключен из Союза писателей СССР.
В отклике на первую изданную в СССР книгу Ерофеева «Тело Анны, или Конец русского авангарда» (1989) композитор А. Шнитке писал: 'Вы… испытываете тот двойной эффект соприкосновения с издавна знакомым, но совершенно небывалым, то потрясение от встречи с адом и одновременно с раем, совершающееся внутри каждого из нас, ту абсолютную непостижимость чего-то, казалось бы, совершенно избитого и банального. Не знаешь, от чего задыхаться — от возмущения кощунством сюжетов и характеров или от разряженной атмосферы замалчиваемой, но ясно ощущаемой мученической святости'.
В 1990 Ерофеев опубликовал в 'Литературной газете' статью «Поминки по советской литературе», писал о том, что 'советская литература есть порождение соцреалистической концепции, помноженной на слабость человеческой личности писателя, мечтающего о куске хлеба, славе и статус-кво с властями, помазанниками если не божества, то вселенской идеи'. Советскую литературу послесталинского периода Ерофеев разделил на официозную, деревенскую и либеральную, причем 'деревенская и либеральная литература, каждая по-своему, обуреваема гиперморализмом'. По мнению автора, в начале 1990-х годов возникает альтернативная литература, которая отличается 'прежде всего готовностью к диалогу с любой, пусть самой удаленной во времени и пространстве культурой для создания полисемантической, полистилистической структуры с безусловной опорой на опыт русской философии начала 20 в., на экзистенциальный опыт мирового искусства, на философско-антропологические открытия 20 века, оставшиеся за бортом советской культуры, на адаптацию к ситуации свободного самовыражения и отказ от спекулятивной публицистичности'.
Недовольство большинства критиков, вступивших в полемику с автором (А.Марченко,
Непрочность современного жизненного уклада, релятивизм в понимании жизненных ценностей необратимо влияет, по Ерофееву, на творческие возможности личности. Например, персонаж рассказа «Болдинская осень» (1985) в состоянии творческого подъема способен написать лишь несколько примитивных ругательств в адрес семьи, бабы, родителей, родины, Ленина, Машки, жизни, культуры, Блаженного Августина, кофе и Бога.
Многие рассказы Ерофеева посвящены эротической теме, которую он рассматривает в разных ракурсах — например, в связи со склонностью человека к садизму («Попугайчик», 1988; «Жизнь с идиотом», 1991). Свойственная прозаику эпатажность в полной мере проявилась в этих и других произведениях, касающихся эротики.
В наиболее известном романе Ерофеева «Русская красавица» (1990) рассказана история провинциалки Ирины Таракановой, которая приезжает в Москву и после множества подробно описанных сексуальных похождений зачинает ребенка от некогда любимого человека, явившегося к ней с того света. Символом русской красоты становится в романе проститутка. Таким образом Ерофеев заявляет об изменении роли красоты в современном мире. По мнению некоторых критиков, роман представляет собой игру отработанных литературных моделей.
В рассказе «Жизнь с идиотом» персонаж-идиот имеет внешний облик реального исторического лица — Ленина. Ерофеев создает образ мира-галлюцинации, причем даже на стилистическом уровне. Рассказ положен в основу либретто одноименной оперы, написанной А. Шнитке в 1986.
Ерофеев стремится создать не только образы конкретных персонажей, выходящие за пределы сложившихся стереотипов, но и соответствующий им образ времени. Об этом свидетельствуют его размышления о романе «Страшный суд» (1994): 'Это как бы роман-резюме нашего уходящего века, но подан он не через какие-то исторические реалии и персонажи, а через метафору, не скрою — достаточно шокирующую'.
Книга «В лабиринте проклятых вопросов» (1990) состоит из эссе о Достоевском, Толстом, Чехове, Шестове, Сологубе, Сартре, Камю, Прусте и других русских и французских писателях. Согласно авторской самохарактеристике, в этой книге Ерофеев оставляет 'без особого сожаления пределы чопорного академизма'. Парадоксальная, выразительная и шокирующая эссеистика содержится в книгах «Мужчины» (1997), «Пять рек жизни» (1998) и «Энциклопедия русской души» (2000).
В произведениях Ерофеева отражаются не всегда благоприятные эстетические и этические изменения, произошедшие, по мнению автора, в сознании современного человека. Его произведения широко публикуются за границей, переведены на многие языки мира.
Русский писатель и литературовед Виктор Владимирович Ерофеев родился в Москве в 1947 году. Его отец был дипломатом. Обучался в Московском Государственном Университете на филологическом факультете. После этого был аспирантом Института мировой литературы АН Советского Союза. Ему было присвоено звание кандидата филологических наук.
С 1967 года активно печатает в журналах свои статьи. За то, что организовал и участвовал в бесцензурном альманахе «Метрополь», Ерофеева исключают из союза писателей Советского Союза.
В СССР первой книгой Ерофеева было произведение «Тело Анны, или Конец русского авангарда», напечатанное в 1989 году. Сильный резонанс получила публикация его статьи «Поминки по советской литературе».
У большинства Ерофеевских рассказов эротическая тема. И рассматривает эту тему писатель по–разному. Тема садизма освещена им в произведениях «Попугайчик»(1988 г.) и «Жизнь с идиотом»(1991).
Самым известным романом Ерофеева считается «Русская красавица» (1990 г.), где повествуется о провинциалке Ирине Таракановой, приехавшей в Москву, а также о ее сексуальных похождениях. Чтобы заявить о том, что роль красоты в мире сильно претерпела изменения, символом этой красоты писатель в романе делает проститутку.
В персонаже рассказа «Жизнь с идиотом» угадывается реальная историческая особа – Ленин. А вокруг событий произведения писатель описывает мир - галлюцинацию. А. Шнитке создал на основе этого произведения одноименную оперу в 1986 году.
Виктором Владимировичем Ерофеевым созданы не только образы реальных исторических персонажей, которые давно вышли за пределы стереотипов, но и образы времен, в которых те жили. Доказательство – размышления в романе-метафоре нашего века « Страшный суд»(1994).
Книга писателя «В лабиринте проклятых вопросов» (1990) - это эссе о выдающихся российских и зарубежных писателях и литературных деятелях XIX и XX века. Такими же парадоксами наполнены его книги «Мужчины» (1997), «Пять рек жизни» (1998) и «Энциклопедия русской души» (2000).
Произведения Ерофеева не всегда отражают позитивную эстетику и этику изменений в современных людях. Его книги опубликованы за рубежом и переведены на десятки языков мира.
Произведения
Москва—Петушки Галоши