«Пять часов с Марио»
Скоропостижно, в возрасте сорока девяти лет, умирает от сердечного приступа Марио Кальядо. После него остаётся большая семья — жена Кармен и пятеро детей. Принимая соболезнования и потом, сидя без сна у тела мужа, Кармен молча ведёт с ним бесконечный разговор. Из этого внутреннего монолога постепенно вырисовывается история знакомства и взаимоотношений Марио и Кармен, их — столь разные — характеры и взгляды на жизнь — вся история семьи, история двух людей, которые прожили бок о бок много лет, но всегда были чужими друг Другу.
Кармен выросла в обеспеченной буржуазной семье, где был приличный достаток и несколько человек прислуги. Отец работал в отделе иллюстраций крупной консервативной газеты, а мать вела дом. Марио и Кармен знакомятся сразу после войны — память о ней ещё очень свежа. У Марио на стороне республиканцев погибли два брата, а семья Кармен — открыто профранкистская. Политические взгляды будущих родственников беспокоят родителей Кармен, но они все же решают выдать дочь за Марио, делая ставку на его способности, которые, по их мнению, должны обеспечить юноше блестящее университетское будущее.
Однако, как оказывается, Марио вовсе не собирается делать карьеру. Он вполне довольствуется скромной должностью преподавателя и возможностью выпускать газету «Эль коррео», своё любимое детище. В свободное время он до хрипоты спорит с друзьями, мечтающими, как и Марио, о переустройстве мира на более справедливых началах, и пишет философский роман «Замок на песке». Книга эта совершенно непонятна Кармен и её отцу, мнение которого женщина считает непререкаемым, к тому же подобные книги не приносят в семью денег. Марио чужд каких-либо условностей: к возмущению жены, он ездит на работу на велосипеде и нисколько не страдает в отличие от Кармен из-за отсутствия машины; водит знакомство с кем попало и совершенно не признает нужных людей, удивительно невнимателен к своей одежде, не берет перед экзаменом подношений от богатых родителей бездарных учеников, наотрез отказывается стать депутатом аюнтамьенто, местного органа власти, чтобы не чувствовать себя обязанным поддерживать официальную линию.
Кармен же, напротив, раба условностей. Предмет её самых серьёзных переживаний — отсутствие в доме столового серебра; поэтому, принимая гостей, она подаёт лишь холодные закуски, чтобы не обнаружить перед людьми то, что воспринимает как свой позор. Она ценит в людях лишь внешнее — манеру поведения, правильно подобранный галстук, умение вовремя сказать приятное или промолчать, когда это выгодно. Восхищение её вызывают лишь те, кто сумел сделать карьеру — неважно, каким способом. Марио не отвечает этим требованиям и вызывает лишь снисходительно-насмешливое отношение жены. Она не понимает его открытости и прямоты, его честности и неумения ловчить, — все это в системе жизненных ценностей Кармен относится к большим недостаткам. Сидя у гроба мужа, женщина вспоминает, сколько раз в жизни он упустил возможность продвинуться по службе, как небрежен бывал с нужными людьми; упрекает его за то, что он отказался подписать фальшивый протокол и тем самым нажил себе врагов, остался без квартиры. Она мысленно упрекает мужа за то, что тот не желал разделить её образ мыслей, с пренебрежением относился к занятиям благотворительностью, считая, что бедных нужно не задаривать шоколадками, а отдать то, что принадлежит им по праву; об этом всегда писала газета «Эль коррео», которую выпускал Марио и которую терпеть не могла Кармен. Ни газеты, ни книги Марио, ни его друзья никогда не были ей близки. Неудивительно, что она не понимает и причин депрессии мужа и, вопреки настояниям врача, относится к его состоянию как к блажи. Кармен не знает, что отвечать мужу, когда он беспрестанно повторяет: «Я одинок». Мысленно она упрекает его за это и, безусловно, чувствует себя обиженной, усматривая в болезни Марио упрёк себе.
В своём бесконечном монологе у гроба Кармен все время спорит с мужем, упрекает его, высказывает старые затаённые обиды, о которых, возможно, никогда не говорила ему при жизни. Они происходят из очень разных семей и из разных социальных кругов, и прожит рядом годы не сгладили этих различий. Для Кармен по-прежнему идеалом остаётся её отец, которого она считает великим писателем, хотя на самом деле он был журналистом средней руки и весьма консервативного толка. Мать, без конца изрекавшую банальности, женщина воспринимает как кладезь житейской мудрости. Но к родным и друзьям мужа она относится с открытым пренебрежением: если её собственная семья воплощает для неё нравственные устои, традиционную, старую Испанию, то близкие Марио сочувствовали республиканцам, чего Кармен стыдится. Она не выносит ни его сестру Чаро, ни невестку Энкарну, вдову одного из погибших братьев Марио. Ей непонятна — а значит, вызывает презрение — самоотверженность, с которой Энкарна ухаживала за парализованным и впавшим в детство отцом Марио: Кармен видит в этом лишь показное и не подозревает, что женщина вполне искренне, так же как искренне она, оплакивает Марио. Точно так же непонятно Кармен и внешнее спокойствие Марио на похоронах его матери, она не чувствует за его поведением большого горя, поскольку ценит лишь внешние проявления.
Очень разные, Кармен и Марио по-разному относятся и к воспитанию детей: то, что кажется существенным жене, совсем не беспокоит мужа, и наоборот. Так, Марио очень близко к сердцу принимает то, что его дочь Менчу плохо учится, а Кармен, которая видит единственное предназначение женщины в замужестве, это совсем не беспокоит, поскольку она считает учение бессмысленным занятием. Она не одобряет и чрезмерного увлечения старшего сына, названного в честь отца, учёбой. Марио-младший для неё такая же загадка, как Марио-старший. Кармен не понимает, почему сын стоит у гроба отца в голубом свитере, не потрудившись переодеться в чёрный костюм, почему ему безразлично, по какому разряду будут проведены похороны. Однако она уже твёрдо решила, что теперь, когда она остаётся хозяйкой в доме, те, кто останется жить с ней под одной крышей, должны будут разделять её взгляды — вопрос о том, чтобы не зада вить в ребёнке личность, так тревоживший её мужа, перед ней даже не возникает.
В таких воспоминаниях и размышлениях проводит ночь Кармен, ночь у гроба мужа. Перед её глазами проходит вся их жизнь — жизнь очень разных и чужих людей, так и не ставших близкими за долгие годы, прожитые бок о бок. Утром приходит Марио; он пытается отвлечь мать от тяжёлых мыслей, но она не понимает его точно так же, как не понимала Марио-старшего. И только когда на вопрос матери, спал ли он, юноша отвечает, что не мог заснуть, потому что ему все время казалось, что он тонет в матрасе, Кармен вспоминает, что именно так говорил её муж во время приступов депрессии. И ей становится страшно. Но её отвлекают голоса. — собираются знакомые: скоро должны выносить гроб. В последние минуты прощания с мужем Кармен думает лишь об одном — чёрный свитер слишком обтягивает её фигуру и это не очень прилично.
Сорокадевятилетний Марио Кальядо умер от инфаркта. У него остается жена и пятеро детей. По обычаю у его гроба проводит ночь жена Кармен, которая ведет с ним разговор. Из него читатели узнают об истории их знакомства. Они прожили жизнь вместе, но остались чужими друг другу из-за разных взглядов на жизнь.
Супруга из богатой семьи, привыкшая к роскоши. Молодые люди встречаются после окончания войны. Родственники Марио – республиканцы, его братья погибли за свои идеи, отец с матерью Кармен – профранкисты. Но они отдают свою дочь за парня, видя его успешным в университете.
Но юноша против продвижений по карьерной лестнице. Ему вполне хватает работы в газете и преподавателем. Кроме того, он пишет роман с названием «Замок на песке», которого не понимала ни жена, ни ее родители. Мужчина не следует их принципам: дружит с людьми, которые ему симпатичны, не берет взяток, отказывается быть депутатом.
Для Кармен же все наоборот. Дружит только с важными людьми, ценит тех, кто смог сделать карьеру. Женщина не могла познать чистоту натуры мужа. Сейчас, сидя возле покойного, супруга вспоминала ему все его упущения по поводу работы. Образ жизни мужа не стал близок ей. Даже когда он начал болеть, Кармен посчитала это прихотью.
Вдова высказывает все то, что говорила супругу при жизни. Идеалом для нее были и остаются ее родители. Отца Кармен считает успешным писателем, хотя на самом деле он был посредственным журналистом. Мать для нее – мудрейшая из женщин, на самом деле та просто болтала без умолку. Это образец истинной Испании, а родственников со стороны мужа дама стыдилась. Ей невдомек истинные чувства этих людей.
Закономерно, что супруги не сходятся в воспитании собственных детей. То, что Марио считает необходимым для развития, жена рассматривает как несущественное. И наоборот. Мужчина обеспокоен плохой успеваемостью дочери Менчу, а Кармен на это не обращает внимания, потому что думает только о будущем удачном замужестве для нее. А вот то, что старший сын, названный в честь отца, слишком усердно обучается, ее печалит. Сидя возле умершего мужа, мать принимает решение заняться правильным воспитанием детей.
Так за воспоминаниями и разговорами жена проводит ночь у гроба. Перед ней промелькнула вся жизнь двух совершенно разных людей, которые прожили ее под одной крышей. Когда Марио-младший пришел, чтобы проведать, отвлечь ее, женщина ужасается от его сходства с отцом и того, что не понимает его. Но на похороны начинают приходить люди, теперь вдова думает о том, насколько пристойно выглядит в траурной одежде.