
«Фьезоланские нимфы»
В центре поэтического повествования находится трогательная любовная история пастуха и охотника Африко и нимфы Мензолы.
Мы узнаем, что в незапамятные времена во Фьезоле женщины особо чтили богиню Диану, которая покровительствовала целомудрию. Многие родители после рождения детей, кто по обету, а кто в благодарность, отдавали их Диане. Богиня охотно принимала всех в свои леса и рощи. У фьезоланских холмов образовалось девственное содружество, «все там тогда прозванием нимфы величались / И с луком и со стрелами являлись». Богиня часто собирает нимф у светлого ручья или в лесной тени и подолгу беседует с ними о священном девственном обете, об охоте, ловле — излюбленных их занятиях. Диана была мудрой опорой дев, но находиться рядом с ними всегда не могла, так как имела много разных забот — «для всей земли старалась / Дать от обид мужских она покров». Поэтому, уходя, она оставляла с нимфами свою наместницу, которой те беспрекословно Подчинялись.
Однажды в мае богиня приходит держать совет среди своего воинского стана. Она уже в который раз напоминает нимфам, что рядом с ними не должно быть мужчин и каждая обязана себя блюсти, «та ж, кто обольстится, / Та жизни от руки моей лишится». Девушки потрясены угрозами Дианы, но ещё больше потрясён юноша Африке, случайный свидетель этого совета. Его взор прикован к одной из нимф, он любуется её красотой и чувствует в своём сердце огонь любви. Но Диане пора в путь, нимфы следуют за ней, и их внезапное исчезновение обрекает влюблённого на страдания. Единственное, что он успевает узнать, это имя своей возлюбленной — Мензола. Ночью во сне юноше является Венера и благословляет его на поиски прекрасной нимфы, обещая ему свою помощь и поддержку. Ободрённый сновидением, влюблённый, едва рассветает, отправляется в горы. Но день проходит напрасно, Мензолы нет, и огорчённый Африко возвращается домой. Отец, догадываясь о причине печали сына, рассказывает ему семейное предание. Оказывается, дед юноши погиб от руки Дианы. Богиня-девственница застала его на берегу реки с одной из своих нимф и, разъярённая, пронзила стрелой сердца обоих, а кровь их превратила в чудный источник, сливающийся с рекой. Отец пытается освободить Африко от чар прекрасной нимфы, но уже поздно: юноша страстно влюблён и не склонен к отступлению. Он проводит все своё время у фьезоланских холмов, надеясь на долгожданную встречу, и вскоре мечте его суждено сбыться. Но Мензола сурова: едва завидев юношу, она мечет в него копье, которое, к счастью, вонзается в крепкий дуб. Нимфа же неожиданно скрывается в лесной чаще. Африко безуспешно пытается её отыскать. Он в страданиях проводит свои дни, ничто не радует его, он отказывается от пищи, с красивого лица исчезает юношеский румянец. Однажды печальный Африко пас своё стадо и, склонившись над ручьём, беседовал с собственным отражением. Он клял свою судьбу, и слезы рекою лились у него из глаз: «А я, как хворост на огне, сгораю, / И нет спасения мне, нет мукам краю». Но вдруг юноша вспоминает о Венере, обещавшей помочь ему, и решает почтить богиню жертвоприношением, веря в её благосклонность. Одну овечку из стада он делит на две части (одну часть за себя, другую за Мензолу) и возлагает на костёр. Затем встаёт на колени и с мольбой обращается к богине любви — он просит, чтобы Мензола ответила взаимностью на его
чувство. Слова его услышаны, ибо овца в огне поднялась «и часть одна с другой соединилась». Увиденное чудо вселяет в юношу надежду, и он, повеселевший и успокоившийся, погружается в сон. Венера, вновь явившись ему во сне, советует Африко переодеться в женское платье и обманным путём проникнуть к нимфам.
Наутро, вспомнив, что у матери хранится красивый наряд, Африко переодевается в него и отправляется в путь. Ему удаётся под видом девушки войти в доверие к нимфам, он ласково беседует с ними, а потом они все вместе направляются к ручью. Нимфы раздеваются и заходят в воду, Африко же, после долгих колебаний, тоже следует их примеру. Раздаётся отчаянный визг, и девушки бросаются врассыпную. А Африко, торжествуя, сжимает в объятиях рыдающую от ужаса Мензолу. Девичество её против воли похищено, и несчастная призывает смерть, не желая принимать её от руки Дианы. Африко, не переставая утешать и ласкать возлюбленную, рассказывает ей о своей любви, обещает счастливую жизнь вдвоём и уговаривает её не бояться Дианиного гнева. Тихо уплывает печаль из сердца Мензолы, и на смену ей приходит любовь. Влюблённые договариваются встречаться у этого же ручья каждый вечер, ибо уже не мыслят жизни друг без друга. Но нимфа, едва оставшись одна, вновь вспоминает о своём позоре и проводит всю ночь в слезах. Африко с нетерпением ждёт её вечером у ручья, но возлюбленная не приходит. Воображение рисует ему разные картины, он терзается, горюет и решает подождать до следующего вечера. Но проходят день, неделя, месяц, а Африко так и не видит дорогого лица любимой. Наступает второй месяц, влюблённый доведён до отчаяния и, придя на место обещанной встречи, обращается к реке с просьбой носить отныне его имя, и вонзает себе в грудь копье. С тех пор люди в память о юноше, погибшем от любви, стали называть реку Африко.
А что же Мензола? Она, умея лицемерить, смогла убедить подруг, что сразила юношу стрелой и спасла свою честь. И с каждым днём она становилась все спокойнее и твёрже. Но от премудрой нимфы Синедеккьи Мензола узнает, что зачала, и решает поселиться отдельно от всех в пещере, надеясь на поддержку Синедеккьи. Меж тем во Фьезоле прибывает Диана, она интересуется у нимф, где её любимица Мензола, и слышит, что её давно уже в горах не видно и, может быть, она больна. Богиня в сопровождении трёх нимф спускается к
пещере. У Мензолы уже родился сын, и она играет с ним у реки. Диана в гневе превращает Мензолу в реку, которую нарекают её именем, а сына разрешает отдать родителям Африко. Они в нем души не чают, растят младенца с любовью и заботой.
Проходит восемнадцать лет. Прунео (так назвали внука младенца) становится прекрасным юношей. В те времена в Европе появился Атлант и основал город Фьезоле. Всех окрестных жителей он пригласил в свой новый город. Прунео за свои исключительные способности и ум избран правителем, народ его полюбил, и он «весь край, радея постоянно, /Из дикости к порядку обратил». Атлант нашёл ему невесту, и род Африко продолжился в десяти сыновьях Прунео. Но в город приходит беда. Римляне разрушают фьезоле, его покидают все жители за исключением потомков Африко, которые там же построили себе дома и в них укрылись. Вскоре наступает мир и возникает новый город — Флоренция. Род Африко прибыл туда и был радушно принят местным населением. Его окружили любовью, почётом и уважением, члены рода породнились с известными флорентийцами и превратились в коренных жителей.
Заключительные строфы поэмы в форме традиционного обращения к всесильному владыке Амуру звучали настоящим гимном любви, преображающей жизнь и человека.
Рассказ повествует нам романтическую историю любви пастуха и охотника Африко и прекрасной нимфы Мензолы.
В давние времена во Фьезоле особым почтением пользовалась богиня Диана – покровительница целомудрия. Согласно обету, многие родители отдавали детей богине. В свою очередь, Диана охотно принимала такие подарки в свои зеленые леса. И вот у фьезоланских холмов возникло содружество девственниц-нимф. Богиня Диана заботилась о девах и их чистоте, давала им разные советы, а когда уходила, то вместо себя оставляла свою наместницу.
Однажды приходит богиня к девушкам и в очередной раз заводит разговор о необходимости отсутствия рядом с ними мужчин. Этому условию девы беспрекословно должны подчиняться. Данный совет случайно подслушал юноша Африко и был крайне удивлен. Его взор был прикован к одной из нимф, а в душе разгорался огонь любви.
Нимфы исчезают, но Африко узнает имя возлюбленной – Мензола. А ночью юноше снится сон, в котором богиня Венера благословляет его на поиски своей мечты, после чего Африко отправляется в путь.
День прошел напрасно, расстроенный пастух возвращается домой и узнает от своего отца историю своего деда, который погиб от руки Дианы. Это произошло по причине неповиновения одной из девственниц-нимф, в которую был влюблен дед Африко. В результате влюбленные были убиты. Отец всячески пытается переубедить сына, но напрасно.
Молодой парень ищет встречи с нимфой, но Мензола неприступна. Однажды увидав юношу, она метнула в него копье, но к счастью промахнулась. Сама же скрывается в чаще леса.
Обескураженный от горя и боли Африко вспоминает о Венере и ее обещанной помощи. Парень проводит ритуал жертвоприношения, богиня снова приходит к нему во сне и велит переодеться в женское платье и обманным образом проникнуть к нимфам.
Утром Африко переодевается в платье матери и отправляется к девам. Входит к ним в доверие, а когда девушки идут купаться, следует за ними. По примеру окружающих, юноше приходится раздеться. С ужасом и страхом девушки разбегаются, и только бедная Мензола не смогла уйти, сомкнутая в объятиях влюбленного. Нимфа желает умереть, ведь теперь ее девичество утрачено, но парень призывает ее не бояться и быть рядом с ним, после чего между ними возникает любовь. А когда Мензола остается одна, то снова сгорает от стыда и позора.
Однажды нимфа не приходит в обещанный час к ручью. Юноша продолжает ждать любимую. После, устав от длительных мук и переживаний, вонзает копье в свою грудь, а реку призывает носить его имя.
Мензола же смогла обмануть подруг в своей чистоте, но в дальнейшем оказывается, что она ждет ребенка. Ей приходится скрываться в пещерах. Вскоре Диана узнает о случившемся и превращает Мензолу в реку, а ее мальчика отдает родителям Африко.
Спустя восемнадцать лет Пруно (сын Мензолы) становится правителем города Фьезоле. Он женится и растит сыновей. Но город подвергается разрушению, а на его месте рождается новый – Флоренция, в котором продолжает свое существование род Африко.