«Синий крест»
В произведении А. Блока синий цвет участвует в формировании пейзажа любого времени года и является не только «внешним» цветом, но и передает его смутные и радостные настроения, предсказывая перемены и достижения, пусть даже и обманчивые. Синий цвет у Блока представляет собой символ вечности и одновременно признак смерти: «Белые священники с улыбкой хоронили маленькую девочку в платье голубом».
Автор использует синий цвет для создания своих поэтических картин в стиле живописи: «В синем небе, в темной глуби над собором — тишина». Пристрастие Блока к синему цвету в произведениях иногда приводит к нагнетанию цвета и к тавтологии: «синяя лазурь», «сине-голубая пропасть», «Голубой, голубой небосвод... Голубая спокойная гладь».
Чаще всего в поэзии Блока возникают символические образы, связанные с синими глазами: «Сотни глаз, больших и глубоких, синих, темных, светлых». Он пишет больше всего о синих глазах метафорически: глубокая синева, синий плен, жгуче-синий простор и т. д. В контексте Блок раскрывает их смысл при помощи словесно-образного окружения. Он подчеркивает синие глаза, отражающие символ чистоты и романтики в образе Веры Комиссаржевской.
Синий цвет неоднократно используется поэтом в качестве средства образной характеристики, когда он хочет подчеркнуть романтическое восприятие искусства Комиссаржевской и особенность ее таланта. В стихотворении «Синий крест» присутствует образ голубого цвета как символ постоянной ценности. Поэт описывает светлый возвышенный храм, который возникает в голубых мечтах.
Художественную завершенность произведению придает особая деталь, на которой основан сюжет стихотворения. Эту роль играет повтор в начале и в конце произведения одной и той же художественной символической детали - голубой одежды: вначале - «Ты в покрывало голубое закуталась, клонясь ко мне», а в завершении: «Как бесконечны были складки твоей одежды голубой».
Сочинения
Синева как символ «родимой стороны» в стихотворениях Блока «Синий крест» как сатирическое стихотворение Скачать.fb2