Краткое изложение
Читается примерно за 8 минут
Сочинения
1 сочинение
Скачать.fb2
Андрей Георгиевич Битов

«Улетающий Монахов»

Краткое содержание вариант 1 вариант 2

Дверь

Поздним вечером мальчик ждёт любимую женщину — то в арке двора, то в парадном дома, куда она должна прийти к своей подруге. Он боится разминуться с нею. Мама не знает, куда он пошёл: сказал, что идёт за циркулем к приятелю. Наконец он поднимается в квартиру подруги, но та говорит, что его любимая так и не приходила. Мальчик уверен, что его обманывают. Он представляет, как будет умирать — бледный, худой — и как любимая женщина станет плакать над ним. Или как он придёт к ней много лет спустя — седые кудри будут падать на лоб, не скрывая глубокого шрама, — и скажет: «Поздно, все поздно».

Мальчик слышит за закрытой дверью голос любимой и какого-то мужчины и видит её саму, когда дверь на мгновение приоткрывается. Мужчина уходит. Мальчик ждёт, когда выйдет она. Она выходит, спокойная и красивая, объясняет мальчику, что они просто разминулись, и обещает встретиться с ним завтра. Мальчик идёт домой, чувствуя невесомость своего тела и мыслей, и думает о том, что все так и было, как сказала она.


Сад


В последние предновогодние дни Алексей ожидает звонка от Аси. Ася разошлась с мужем и снимает угол в квартире Нины, своей подруги, которая живёт у отца. Чаще всего Алексей и Ася встречаются в саду на скамейке. Алексей хочет встречать Новый год вместе. Ася говорит, что ей надо выкупить платье из ломбарда, что она любит Алексея, хочет поехать с ним летом на юг, но денег ему достать будет негде, и поэтому она поедет не с ним. Возвращаясь домой по Фонтанке, Алексей вдруг понимает, что чувствует жизнь неостро и лениво — совсем не так, как полгода назад, когда все у них с Асей только начиналось и он ревновал её, часами ожидая в подъездах и на лестницах. Тогда он думал, что любовь требует правды и ясности, а теперь любовь стала для него выше ясности, он готов к неведению.

Алексей должен дописать последнюю контрольную, чтобы его допустили к институтским экзаменам. Мама следит за тем, чтобы он занимался делом; она не любит Асю. Оставшись один в коммунальной квартире, Алексей ворует из комнаты соседа облигации и, продав их, выкупает Асино платье из ломбарда. Он идёт к Асе встречать Новый год и думает, заходила ли она в «Асторию», в которой встречает Новый год её бывший муж.

Встреча Нового года наедине не удаётся: неожиданно приходит Нина с подругами. Алексей и Ася уходят из дома и сидят на лестнице, а потом расходятся по домам. На следующий день они пытаются найти пристанище за городом, у друзей, но тех не оказывается дома. Раскрывается кража облигаций, и Алексею приходится пережить стыд их возвращения. Закрывшись в своей комнате, он читает старую книгу о любви. Его поражает мысль о том, что любовь появляется не из любимой, случайной и крохотной, и не из самого человека, тоже чрезвычайно небольшого. Тогда откуда же?


Образ


Жена Монахова ожидает ребёнка, её положили в больницу на сохранение. Стоя под окном больницы, Монахов каждый раз испытывает неловкость из-за трогательности этой сценки. Однажды по дороге в больницу в автобусе он встречает Асю. Они не виделись много лет, и теперь Монахов сличает с оригиналом образ Аси, сохранённый им в мучении разрыва. Ничего не совпадает, происходит распадение образа, и Монахов чувствует облегчение и любопытство. Ася расходится с очередным мужем, снова собирается замуж. На улице она показывает Монахову своего жениха. Монахов заходит в детский сад, где она работает заведующей. Потом они ездят по Асиным подругам в поисках свободной квартиры. Им опять, как и десять лет назад, негде уединиться. Из Асиного детского сада, где они пытаются найти пристанище ночью, Монахову приходится спасаться бегством. Он чувствует вялость своих желаний, растерянность перед мутностью и неясностью собственных ощущений, мучительную нечистоту жизненного опыта. Возвращаясь домой, он радуется тому, что ничего не произошло. Дома мать сообщает ему о рождении сына и целует в бесчувственную, устраняющуюся щеку.


Лес


Монахов приезжает в командировку в Ташкент, где живут теперь его родители. Отца он не видел три года. Он рассказывает родителям про свою чуждую жизнь: про столицу, про карьеру, про молодую жену и новую квартиру. Идя по улице, он встречает Наташу, которую любил три года назад и с которой расстался. Наташа по-прежнему любит его, и неожиданно Монахов понимает, что, будь он самим собою, именно она была бы его единственной женщиной. Он решает уехать от родителей пораньше и провести последние ташкентские дни с Наташей. У неё он знакомится с её ухажёрами. Один из них, восемнадцатилетний Ленечка, пишет стихи, которые восхищают Монахова. Глядя на Ленечку, Монахов вспоминает себя в годы любви к Асе и ужасается тому, что совсем не понимал тогда, какой страшной и нищей жизнью жила его любимая. Сидя в аэропорту, Монахов мучается тем, что раньше времени уехал от родителей, и пытается понять, что же он представляет собою сам по себе — без своих званий, успехов, работы и семьи. На его глазах случайно погибает на лётном поле молодой солдат.

Дома его ждёт ссора с женой. Монахов чувствует, что за неделю в Ташкенте прожил целую жизнь, и понимает, к чему ревнует жена. И вдруг ему кажется, что отец его мог умереть за то время, что он провёл у Наташи. Его душа обмывается живым током последних сил немощного отца и впускает в себя всю окружающую боль. Смерть солдата, которую он видел недавно, отдаёт Монахову последнюю каплю жизни, которой ему так недоставало.


Вкус


Монахов едет в поезде и думает о смерти. Потом эта мысль уходит, уходит и пейзаж за окном, и остаётся только длинный вкус пирожка во рту. В поезде Монахов знакомится с хорошей, простой и умной девушкой, которую не хотел бы обмануть. Девушка похожа на женщину, которую он любил когда-то, только имя другое — Света. Монахов вдруг пугается, потрясённый этим сходством, хотя прежде его не занимала похожесть людей и обстоятельств.

Монахов решает начать новую жизнь. Он берет отпуск и снимает комнату в посёлке, напротив могилы Пастернака. Ему кажется, что окрестный пейзаж дотла высмотрен умершим поэтом, и он пытается понять, стоили ли стихи Пастернака того, чтобы ликвидировать небольшую местность. На могилу он не ходит, опасаясь повторения «рифмы» времени — то есть напоминаний жизни о том, что она существует независимо от существования его, Монахова. Монахов боится этих намёков бытия, он не пытается ухватиться за мелькнувший тайный смысл жизни, чтобы не повредить ветхую жизненную ткань. Но ему все-таки приходится пойти на могилу, чтобы показать её приехавшей Свете. На кладбище его поражает, как похожи памятники на тех, кому они поставлены. Ему кажется, что именитые покойнички вцепились в жизнь, что их положение, вкусы, тщеславие не ушли со смертью. Вернувшись домой, он встречает там однокашника, который рассказывает, что Ася, которую Монахов когда-то любил, умерла от рака груди.

Монахову приходится уехать из посёлка, чтобы хоронить умершую бабушку жены. Отпевание происходит в церкви, стоящей в пустом и тихом московском переулке. Монахову кажется, что все вокруг уцелело благодаря этой церкви. После отпевания он целует безразличную ему покойницу в лоб, и вдруг ему кажется, будто вкус — последнее живое чувство, ещё доступное его ороговевшему сознанию. На кладбище он сознаёт, что Ася действительно умерла. Он вспоминает вчерашнюю идиллию мертвецов, похожих на свои памятники, и чувствует, что в душе его кипит спокойная, здоровая, живая ненависть. «Он видел зло. Он не ведал сомнения. Он понимал, что за свои грехи он вполне готов ответить».


Лестница


«Видно, все же подкосила меня жизненная сила, видно, духу не хватило — меня ждут… Видно, впрямь дорога к Богу — слишком длинная дорога, слишком дорого и много… Господи, прости!»

Роман построен из шести новелл, которые связаны между собой главным героем. Он в течении всего произведения проживает все возможные состояния мужского возраста, от подросткового до уже пожилого. Все шесть новелл пронизывает мотив сильного чувства первой любви. Этот роман был переведен на несколько языков и даже удостоен в 1992 году.

В первой новелле под названием «Дверь», будучи еще мальчиком, Монахов переживает ожидание своей любимой, которая должна зайти к подруге. Он ушел из дома, наврав матери, что пошел за циркулем к другу. Не дождавшись любимую, он решает подняться в квартиру к ее подруге, но та заявляет, что женщина еще не приходила. Манахов убежден, что его обманули, и надумывает себе много разных вариантов развития этой ситуации.

В итоге, женщина появляется и спокойно объясняет герою, что они вероятно разминулись, и пообещав встречу завтра. Воодушевленный мальчик уходит домой, испытывая невероятные чувства.

С следующей части «Сад» преддверии нового года Алексей ждет звонка от Аси, которая разошлась со своим мужем и живет у подруги Нины. Алексей хочет встретить грядущий праздник вместе с ней. Асяже сообщает о своем отъезде, говорит, что его она сильно любит, но сейчас, не может остаться. И обещает отправиться вместе летом на юг, однако, Алексей не находит денег, и Ася уезжает не с ним. Главный герой понимает, что его чувства остывают, и он уже не испытывает ревности к Асе.

Новый год наедине им встретить так и не удаётся, помешала своим приходом Нина со своими подругами. Ася и Алексей сидят на лестнице и вскоре расходятся.

А в новелле «Образ» Монахов с женой ожидают появление на свет ребенка. Жена, будучи в больнице на сохранении, часто ждет Монахова, который очень трогательно относится к этой ситуации. Однажды, идя в больницу, он в автобусе встретил Асю, которую не видел уже много лет. Сопоставляя свои воспоминания с ней реальной, образ первой любви рассыпается, и Монахов испытывает чувство облегчения. Ася в очередной раз собирается выйти замуж. Прошлые воспоминания заставляют их искать свободную квартиру для уединения, но в итоге, Монахов спасаться от измены бегством. Он рад, что ничего не случилось и, придя домой, его мать сообщает о рождении сына.

Четвертая часть «Лес» повествует о командировке Монахова в Ташкент, где проживают его родители. Герой рассказывает им про свою нынешнюю жизнь, в том числе про Петербург, про свою карьеру, о молодой жене и новой квартире. Там, случайно, он встретил Наташу, в которую был влюблен года три назад, но все же расстался. Она же, как оказалось, все еще любит его, и герой понимает, что возможно она была бы для него той единственной, если бы он жил по душе. Уезжая раньше на несколько дней от родителей, он проводит время с Наташей. Анализируя две своих прежних любви, он ужасается, как мог быть влюблен в Асю и осознает, что тогда не понимал, какой нищей и страшной жизнью жила его любимая.

В новелле «Вкус» Монахов знакомится в поезде с умной и хорошей девушкой, которая очень похожа на его прежнюю любовь, только другое имя — Света. Он снимает комнату напротив могилы Пастернака, часто рассуждая о смерти. По возвращении домой, он узнает, что когда-то любимая Ася скончалась от рака груди.

В заключительной части «Лестница» главный герой задается вопросом: «Судьба или расплата?». И понимает, что жизнь является долгой и сложной дорогой, ведущей к одному концу.

Сочинения


Герой-интеллигент в современной русской литературе по роману А. Битова "Улетающий Монахов" Скачать.fb2