Краткое изложение
Читается примерно за 8 минут
Несси Пио Бароха

«Алая заря»

Краткое содержание вариант 1 вариант 2

Двадцатые годы. На окраинной улице Мадрида, к которой примыкают несколько городских кладбищ, живут Мануэль Алькасар с овдовевшей сестрой Игнасией и поселившаяся у них Сальвадора с малолетним братиком Энрике. Мануэль работает наборщиком в типографии, Сальвадора с утра трудится в мастерской готового детского платья, а вечером даёт уроки рукоделия, Игнасия ведёт хозяйство и стряпает. На первом этаже дома помещается цирюльня горбуна Ребольедо и мастерская его сына, электромеханика Перико. Соседи дружат и частенько собираются вместе играть в карты. Обычно к ним присоединяется приятель Ребольедо-отца старый Кануто, бывший ветеринар и мизантроп. Жизнь этих двух семейств и зимой и летом протекает тихо и мирно, без особых радостей, но и без печалей.

Однажды в дом приходит стройный, бледный, длинноволосый молодой человек в чёрном с собакой. Это Хуан, брат Мануэля, с которым он не виделся пятнадцать лет. Он рассказывает о том, что выпало на его долю. Семинарию он бросил и пристал к труппе бродячих комедиантов, потом познакомился с художником, и они на пару реставрировали картины в церкви. Впроголодь жил и учился живописи в Барселоне, начал заниматься лепкой. Статуэтки охотно покупали, удалось скопить немного денег. Тогда он уехал в Париж, где продолжил учёбу, работал в ювелирной мастерской, изготавливая всякого рода безделушки, брелоки и колечки. На открывавшуюся выставку Хуан представил свои произведения, их заметили, стали поступать заказы, появился некоторый достаток. Теперь он вернулся на родину. Адрес брата узнал случайно от англичанина Роберта Гэстинга, проживающего в отеле «Париж». Хуан просит Сальвадору позировать ему для скульптурного портрета, он сразу же отмечает незаурядность её личности.

После череды сеансов и многих поисков Хуану наконец удаётся схватить нужное выражение, лицо Сальвадоры кажется в одно и то же время и смеющимся, и опечаленным. Он советует брату не тянуть время и жениться на Сальвадоре, это редкая и достойная девушка. Того же мнения придерживается и Перико. Однако Мануэль в нерешительности: похоже, у него в душе нет ничего, кроме чувства благодарности, ведь если бы не Сальвадора, так и вёл бы он жизнь босяка, промышляющего где и чем придётся.

На художественную выставку Хуан предоставляет скульптурную группу «Бунтари», статуэтку старьёвщицы и бюст Сальвадоры. Его работы вызывают оживлённые толки, начинают поступать заказы. Но жюри присуждает ему только третью премию, у них заранее все расписано. Хуан возмущён и даже намеревается отказаться и от медали, и от денежной награды, но брат уговаривает его не пороть горячку. Он мечтает арендовать типографию и нуждается в деньгах. Не по нутру Хуану стремление Мануэля стать собственником, но тот имеет мощную поддержку в лице обеих женщин. Чтобы открыть дело, не хватает солидной суммы, и Мануэль занимает недостающие деньги у Роберта, пригласив его в компаньоны.

Устройство типографии оказывается весьма хлопотным делом, от передряг и переутомления Мануэль заболевает. Сальвадора заботливо за ним ухаживает, и все чаще подумывает он о женитьбе. На время болезни Мануэль поручает заниматься типографией своему старинному приятелю наборщику Хесусу, который поселяется у него в доме.

Как-то Хуан вместе с художником-декоратором, с которым познакомился на выставке, заходит в таверну под вывеской «Заря». Его новый приятель сотрудничает в анархистской газете под псевдонимом Либертарий, и молодой человек находит в нем друга и единомышленника. Таверна кажется обоим весьма подходящим местом для собра ний, и по воскресеньям здесь начинают происходить встречи участников анархистского кружка, получающего название «Алая заря». Его организатором и душой становится Хуан. Среди членов группы Ребольедо, Хесус, Кануто, Либертарий, студент Сесар Мальдонадо, баск Субименди, рабочий Мадридец, француз Карути, русский еврей Офкин, сапожник Шарик, гравер Скопос. Из любопытства захаживает сюда и Мануэль. Собирающиеся здесь спорят, обсуждают, обмениваются литературой общесоциологического и революционного характера. Выявляются разногласия, сталкиваются мнения. Анархизм, который исповедует Хуан, носит возвышенный, гуманитарный характер. Хуан почти ничего не читал из анархических книг, его любимые писатели — Толстой и Ибсен. Анархизм Либертария, провозглашающего бунт индивида против государства, является выражением воинствующего индивидуализма. Для Мальдонадо, сына лакея, анархизм проистекает из уязвлённого самолюбия и предстаёт способом отомстить обществу, презирающему его за низкое происхождение. Анархизм беспринципный воплощают Мадридец, Хесус и Кануто, проповедующие разрушение ради разрушения.

У Мануэля много работы в типографии, за пьянство он вынужден уволить Хесуса, но тот остаётся жить у него в доме и, бездельничая целыми днями, на удивление, вечно при деньгах.

Роберт, доставляющий Мануэлю заказ, советует другу относиться к анархистским идеям как к занятиям спортом и не слишком увлекаться. Он с сожалением констатирует, что Мануэль мог бы многого добиться в жизни, но по натуре не боец, слабохарактерный и безвольный. Мануэль нанимает метранпажа Пепе Иоралеса, социалиста по убеждениям, и теперь они часто спорят о преимуществах и недостатках социалистической и анархистской доктрин.

Мануэль все откладывает объяснение с Сальвадорой, ему кажется, что девушка влюблена в брата, и тогда не остаётся ничего иного, как уехать и пустить себе пулю в лоб. Домашние обнаруживают, что Хесус по ночам занимается кражами на кладбищах. Вместе с сообщниками, среди которых и почтенный сеньор Кануто, он тянет оттуда мраморные плиты, железные цепи, металлические ручки, распятия и канделябры, что и сбывается старьёвщикам. Однако, когда полиция выходит на след шайки, Хесус и сеньор Кануто успевают уехать в Танжер.

Хуан долгое время не появляется в доме Мануэля, тот узнает, что брат болен, у него нехорошо с лёгкими. Мануэль разыскивает Хуана в захудалой гостинице и перевозит к себе. Благодаря хорошему уходу Хуан вскоре встаёт на ноги.

Мануэль все более критично относится к анархистской доктрине, все же он буржуа, ему по душе порядок и дисциплина. А подкладывать бомбы вообще варварство, считает он и ни в какую не соглашается с Либертарием, утверждающим, что на террор государства следует отвечать только террором. Во время болезни Хуан не перестаёт вести активную работу, он занимается вопросами пропаганды, ведёт обширную переписку. Прекраснодушный идеалист, он посещает трущобы, безнадёжно пытаясь отыскать «золото человеческой души» среди озлобленных, испорченных городских подонков. На анархистском митинге в театре он произносит пламенную речь о человеческом достоинстве, освобождении человеческой личности.

Хуана с товарищами приглашают в богатый дом, хозяин которого намеревается издавать журнал радикального направления и предлагает сотрудничество. Однако разговоры собравшихся здесь интеллигентов не что иное, как демагогическая болтовня, они стремятся к достижению эгоистических целей и в то же время боятся разбушевавшейся народной стихии. Общего языка найти не удаётся.

Приближается день коронации короля Альфонса Тринадцатого. В кружке «Алая заря» появляется Сильвио Фернандес Трасканехо с предложением принять участие в заговоре. Либертарий, размежевавшийся с группой, предупреждает Мануэля: Хуан доверчив, его хотят впутать в какую-то историю, наверняка это происки полиции, раскрытие заговора было бы ей весьма кстати.

Хуан приводит в дом прибывшего из Парижа Пассалакву. Гость ведёт себя подозрительно, ночью, тайком от Хуана, Мануэль и Сальвадора осматривают его вещи и находят в чемодане бомбу, которую Перико удаётся обезвредить, чертежи взрывных устройств, нелегальную литературу. Все компрометирующее хозяева тщательно уничтожают. Когда наутро полиция заявляется с обыском, им ничего не удаётся обнаружить. Мануэль потрясён: как мог беспредельно добрый, такой гуманный Хуан участвовать в столь злодейском преступлении? Ничто не может оправдать массового убийства. «Все пути, все способы хороши, лишь бы они приводили к страстно ожидаемой революции», — возражает Хуан. Трасканехо разоблачён, он провокатор, действующий по указке полиции.

Дела в типографии идут не так хорошо, как хотелось бы, он ещё не может рассчитаться с долгом, докладывает Мануэль приехавшему из Англии Роберту. Но компаньон решил выйти из дела и оставить друга полным владельцем типографии, он вручает ему запродажную запись. Роберт советует Мануэлю отбросить анархистские идеи, сам он — сторонник просвещённого деспотизма, не верит в демократию, рассматривая её только как принцип построения общества, но не его цель.

Мануэль и Сальвадора наконец-то вступают в брак. Накануне дня коронации Хуан исчезает из дома. Ходят слухи, что по пути следования процессии будет совершено покушение. Обеспокоенный Мануэль обходит заполненные народом улицы в поисках брата, но особых происшествий не случается. Только сеньор Кануто, осыпающий оскорблениями солдат и национальный флаг, попадает под сабельные удары. Мануэль на руках выносит ослабевшего брата из толпы, которую теснят полицейские.

Несколько дней Хуан находится в полубессознательном состоянии, он наотрез отказывается исповедаться приглашённому Игнасией священнику. Полиция является с ордером на его арест, но он уже умер. Блюстители закона настойчиво рекомендуют провести похороны без демонстрации. У дома собирается большая толпа, гроб накрывают красным знаменем.

События происходят в двадцатых годах. На окраине Мадрида, недалеко от городских кладбищ, живет Мануэль Алькасар вместе со своей сестрой, потерявшей мужа, и Сальвадора с маленьким братом Энрике. Мануэль – наборщик в типографии, Сальвадора в первой половине дня работает в мастерской детских платьев, а вечером преподает рукоделие. Игнасия отвечает за домашнее хозяйство. Первый этаж дома занимает цирюльня Ребольедо, рядом электромеханическая мастерская, принадлежащая его сыну Перико.

Живут соседи дружно, и часто собираются играть в карты. К их обществу присоединяется приятель Ребольедо-старшего мизантроп и ветеринар в прошлом, старик Кануто. Однажды в доме появляется длинный, худой человек в черном одеянии в сопровождении пса. Это брат Мануэля – Хуан, с которым они не виделись пятнадцать лет. Он рассказывает о постигших его приключениях. Ныне Хуан – скульптор. Будучи дома, он упрашивает Сальвадору стать его натурщицей для очередной статуи. Девушка ему очень понравилась, и он вместе с Перико настоятельно советует Мануэлю не упускать свое счастье. Но Мануэль, похоже, испытывает к Сальвадоре лишь чувство глубокой благодарности. На открывшуюся выставку, Хуан привез свои работы, среди которых бюст Сальвадоры. Они вызывают интерес, появляются новые заказы. Получив лишь третье место, Хуан лишь благодаря уговорам брата не отказывается от награды. С помощью этих денег Мануэль осуществляет давнюю мечту – открыть собственную типографию. Это оказывается делом весьма трудоемким, и здоровье Мануэля не выдерживает.

На время лечения, он доверяет заниматься типографией своему старому приятелюХесусу. Хуан со своим новым другом и единомышленником, организовывают анархистский кружок, получивший название «Алая заря». Среди участников Ребольедо, Кануто, Хесус, Русский еврей Офкин, француз Карути, гравер Скопос ид др. Иногда сюда захаживает и Мануэль. Участники дискутируют, обсуждают, обмениваются книгами революционной направленности. Для каждого из них анархизм представляет собой различные ассоциации. Мануэль вскоре увольняет Хесуса за пьянство, но тот, как не странно, все время находит деньги на выпивку. Как оказалось позже, по ночам он грабил кладбища, сбывая награбленное старьевщикам. Мануэль будучи уверен, что Сальвадора влюблена в брата, не решается на разговор с ней. Узнав о том, что Хуан болен, разыскивает его и перевозит к себе. Находясь на лечении, Хуан отходит от своих дел в «Алой заре». Но на митинге в театре, присутствует, и даже произносит речь. Накануне коронации Альфонса Тринадцатого, Хуана пытаются втянуть в грязную историю с бомбой, но благодаря бдительным родственникам трагедии удалось избежать. Роберт, вернувшись из Англии уступает свою часть типографии, оставляя его полноправным владельцем.

Мануэль с Сальвадорой женятся. Незадолго до коронации исчез Хуан. Подозревая попытку очередной провокации, Мануэль бросается на поиски брата. Но находит его в полубессознательном состоянии. Когда полиция явилась с ордером, было уже поздно. Хуан умер. Похороны проходили тихо, без демонстрации.