«Пассажир без багажа»
События разворачиваются во Франции через восемнадцать лет после окончания первой мировой войны. Гастон, человек, воевавший против Германии и в конце войны потерявший память, вместе с мэтром Юспаром, поверенным, представляющим его интересы, и герцогиней Дюпон-Дюфон, дамой-патронессой приюта для душевнобольных, где Гастон провёл последние восемнадцать лет, приезжают в богатый провинциальный дом, принадлежащий господам Рено — предполагаемой семье Гастона. Несколько семейств, члены которых во время войны пропали без вести, претендуют на родство с Гастоном. Многих из них, вероятно, привлекает его пенсия по инвалидности, которой все эти годы он не имел права распоряжаться и которая теперь составляет сумму двести пятьдесят тысяч франков.
С остальными четырьмя семействами у Гастона встреча должна была состояться ещё раньше, однако герцогиня решила отдать приоритет семье Рено, приняв во внимание ее общественное положение и благосостояние. Гастон уже видел не одно семейство, являвшееся в приют для встречи с ним, но никто из них не пробудил в нем воспоминаний.
Метрдотель предупреждает гостей о появлении Рено, и те на время отсылают Гастона погулять в сад. В гостиную входят предполагаемая мать Гастона, или, вернее, мать Жака — так звали ее пропавшего без вести сына; его брат, Жорж, и жена Жоржа, Валентина. После взаимных приветствий госпожа Рено выражает негодование по поводу того, как раньше при прежнем управляющем приюта устраивались очные ставки с больными. Тогда они видели Гастона в течение всего лишь нескольких секунд. Госпожа Рено и ее невестка остановились после той встречи в гостинице в надежде ещё хоть разок посмотреть на Гастона. Валентина даже устроилась в приют белошвейкой, чтобы быть к нему поближе.
Входит Гастон. Как и прежде, он никого не узнает. За дверью между тем толпится прислуга и оживлённо обсуждает вновь прибывшего. Почти всем им кажется, что они узнают в Гастоне своего бывшего хозяина, Жака, младшего сына госпожи Рено, но никто из них не выражает по этому поводу ни малейшего восторга, потому что все, кроме горничной Жюльетты, не видели от него в прошлом ничего хорошего и рады были известию о его смерти.
Госпожа Рено и Жорж отводят Гастона в комнату Жака, обставленную нелепой мебелью, сделанной по рисункам самого Жака. Гастон рассматривает какое-то необычное сооружение из дерева, оно словно изогнуто бурей. Госпожа Рено рассказывает Гастону, что в детстве он терпеть не мог заниматься музыкой и в ярости давил скрипки каблуками. Пюпитр для нот — единственное, что осталось с той поры. Он рассматривает свою фотографию в двенадцатилетнем возрасте. Он всегда считал, что был блондином, застенчивым ребёнком, но госпожа Рено уверяет, что он был темным шатеном, целыми днями гонял в футбол и крушил все на своём пути. Вскоре Гастону становятся известны и остальные обстоятельства жизни Жака,
Он узнает, что в детстве любил стрелять из рогатки и уничтожил всех ценных птиц в вольере своей матери, а однажды камнем перебил собаке лапу. В другой раз поймал мышь, привязал к ее хвосту нитку и таскал ее за собой целый день. Несколко позже он поубивал множество несчастных зверушек: белок, ласок, хорьков, а из самых красивых велел сделать чучела. Гастон в недоумении. Он интересуется, был ли у него в детстве друг, с которым он никогда не расставался, обменивался мыслями? Выясняется, что друг у него действительно был, но во время драки с Жаком он упал с лестницы, сломал себе позвоночник и навсегда остался парализованным. После этого случая друзья перестали общаться. Гастон просит показать ему место драки. Он чувствует, что его предполагаемые родственники явно что-то недоговаривают. Гастон узнает, что при драке присутствовала служанка Жюльетта. Он просит ее прийти и подробно расспрашивает девушку об обстоятельствах несчастного случая. Жюльетта взволнованно рассказывает Гастону, что до призыва Жака на войну она была его любовницей. Его друг попытался тоже за ней ухаживать; когда Жак застал его целующим Жюльетту, то подрался с ним, когда же тот упал, Жак подтащил его за ноги к краю лестницы и столкнул вниз.
В комнату Жака входит Жорж, и Жюльетте приходится удалиться. Жорж успокаивает Гастона, уверяя, что это был лишь несчастный случай, ребячество. Он, сам многого не зная и не веря слухам, считает, что это была драка, причиной которой стало соперничество спортивных клубов. От Жоржа Гастон узнает, что Жак повинен и в других преступлениях. В своё время очаровал давнишнюю приятельницу семьи, одну пожилую даму, и выманил у неё пятьсот тысяч франков, якобы в качестве посредника какой-то крупной компании. Подписал ей фальшивый вексель, а когда все открылось, у Жака оставалось всего несколько тысяч франков. Остальные он спустил в каких-то притонах. Семье пришлось выплатить огромную сумму. После всех этих рассказов Гастона воистину восхищает та радость, с какой Рено готовятся вновь принять в лоно семьи своего сына и брата,
Однако оказывается, что список его «подвигов» ещё не закончен. Кроме всего остального, он ещё и соблазнил жену Жоржа, Валентину. Разговор им продолжить не удаётся из-за появления госпожи Рено. Та возвещает о прибытии многочисленных родственников, желающих поприветствовать вернувшегося Жака. Гастон не в восторге от предстоящей ему процедуры.
Он спрашивает госпожу Рено, были ли в жизни Жака какие-нибудь радости, не касавшиеся школы, хотя бы в тот короткий промежуток времени, когда он уже распрощался с учебниками, но ещё не взял в руки винтовку. Выясняется, что в то время, почти год, мать с ним не разговаривала, поскольку перед тем он оскорбил ее и не попросил прощения. Даже на фронт Жак ушёл, не простившись с матерью, ибо ни один из них не желал сделать первый шаг навстречу другому. Гастон, в порыве возмущения тем, что мать отпустила сына на войну, даже не простившись, повторяет слова Жака, сказанные им в семнадцать лет, когда мать не разрешила ему жениться на швее. Он говорит, что ненавидит ее и не желает, чтобы его называли Жаком.
После ухода матери Жака и его брата в комнате появляется Валентина. Она напоминает ему об их былой любви и настойчиво требует восстановления прежних отношений. Гастон ни за что дважды не желает становиться предателем собственного брата, он вообще не уверен, что он Жак и что останется в этом доме. Тогда Валентина указывает ему на неопровержимое доказательство: у Жака под лопаткой есть небольшой шрам, которого не заметили врачи. Этот след оставила, Жаку шляпной булавкой сама Валентина, когда решила, что он ей изменяет. Когда она уходит, Гастон обнаруживает у себя этот шрам и горько рыдает.
На следующее утро в дом Рено являются остальные четыре семейства, претендующие на родство с Гастоном. Среди них находится мальчик, приехавший из Англии со своим адвокатом, мэтром Пиквиком. Мальчик, бродя по дому, случайно заходит в комнату Гастона. Он рассказывает ему, что приходится предполагаемым дядей Гастону, что все его родственники и друзья затонули вместе с кораблём «Нептуния», когда он был ещё младенцем. Переговорив с адвокатом мальчика, Гастон сообщает герцогине, что он и есть разыскиваемый племянник мальчика, и навсегда уходит из дома Рено, поскольку не желает начинать новую жизнь с багажом старых прегрешений и постоянно находиться в окружении бесчисленного количества родственников, которые своим видом ежеминутно будут ему о них напоминать.
События происходят во Франции. Восемнадцать лет назад закончилась первая мировая война. С того времени в приюте для душевнобольных пребывал некий Гастон, который воевал на стороне Германии, и потерял память. Во время лечения его несколько раз навещают различные семейства, претендующие на родственные связи с Гастоном. Причиной такого внимания к его персоне, скорее всего, послужила немаленькая пенсия по инвалидности - все это время тратить он ее не мог, а посему скопилась приличная сумма в двести пятьдесят тысяч франков.
В сопровождении своего поверенного Юспара и герцогини Дюпон-Дюфон – покровительницы того самого приюта, Гастон прибывает в дом семьи Рено, являющейся потенциальными его родственниками. Знакомясь с матерью, братом и его супругой, Гастон не узнает никого из них.
Экскурсия в комнату Жака сопровождалась рассказами о его прошлой жизни. Признаться, Гастон был неприятно удивлен, услышав, что свое свободное время он проводил, издеваясь и убивая птиц и животных. Но большее недоумение вызвал рассказ о драке с другом, в результате которой друг остался инвалидом на всю жизнь. В разговоре с Жоржем, Гастон узнает о других преступлениях Жака. Якобы Жак очаровал давнюю приятельницу их семьи, обманным путем выманил у нее крупную сумму денег, которую потом спустил в кабаках. После услышанного Гастон остался восхищен той радостью, с которой его готовы принять обратно в семью.
Как позже оказалось, Жак успел соблазнить жену брата, Валентину. Но на пороге появляется госпожа Рено, объявившая о приезде еще родственников желающих повидаться с Жаком. Гастон спросил у госпожи Рено, может Жак занимался чем-нибудь хорошим, в тот период, когда закончил школу, но еще не успел взяться за оружие. Как выяснилось, они с матерью не разговаривали почти год, ибо оскорбив ее, не попросил прощения. Даже уходя воевать, не предпринял шагов к примирению.
Возмутившись услышанным, Гастон повторяет слова Жака, произнесенные в семнадцать лет, после запрета женится на швее. Он сказал, что ненавидит мать и не хочет, чтобы его звали Жаком. Все ушли, и на пороге появилась Валентина, томно вздыхая и требуя восстановления былых отношений. Не желая предать брата во второй раз, Гастон отказывается верить в то, что он и есть Жак. Но Валентина утверждает, что шрам под лопаткой, это ее рук дело. Решив, что Жак ей изменил, она оставила рану шляпной булавкой. После ее ухода, Гастон обнаруживает тот самый след, и горько плачет.
К следующему утру в дом приезжает еще четыре потенциальные семьи Гастона. Среди них есть мальчик, приехавший со своим адвокатом из Англии. Зайдя в комнату Гастона, он рассказывает историю о том, как все его родственники затонули с кораблем «Нептуния», когда тот был еще младенцем, и он приходится дядей Гастону. После разговора с адвокатом мальчика, Гастон говорит герцогине, что он приходится племянником мальчику и покидает дом Рено, не желая тянуть за собой весь багаж былых грехов и постоянно быть окруженным родственниками, считающими своим долгом напомнить Гастону о них.