Биография
Биография писателя

Максим Алексеевич Антонович


АНТОНОВИЧ, МАКСИМ АЛЕКСЕЕВИЧ (1835−1918), русский публицист, литературный критик, философ-материалист. Родился 27 апреля (9 мая) 1835 в г. Белополье Харьковской губернии. Сын дьячка. Очень рано потерял родителей и остался круглым сиротой. Окончил духовное училище, а затем Харьковскую семинарию (1855). В 1859 Антонович заканчивает Петербургскую духовную академию и становится кандидатом богословия. Но уже в годы учебы его взгляды принимают материалистический и атеистический характер. Решающую роль в этом сыграло изучение им трудов французских материалистов, П. Прудона, Л.Фейербаха. В 1859 в «Современнике» была опубликована статья Антоновича Что иногда открывается в либеральных фразах?, вступление к которой написал Н. А. Добролюбов. Последний познакомил Антоновича с Н. Г. Чернышевским. В 1862 Антонович выходит из духовного звания. Став в 1861 постоянным сотрудником «Современника», а после смерти Добролюбова возглавив литературно-критический отдел журнала, он включается в журнальную полемику. В статьях Современная философия, Два типа современных философов, Современная физиология и философия Антонович выступает с позиций антропологического материализма, отстаивая и пропагандируя философские взгляды Чернышевского. В своей критике философского идеализма (от Платона до Гегеля и Шопенгауэра) он опирался также на исследования европейских и русских естествоиспытателей (Ч.Дарвина, Д. Льюиса, И.М.Сеченова). Критикуя идеологию почвенничества, полемизировал с Н. Н. Страховым и Ф. М. Достоевским. В 1862—1864, ведя борьбу с «антинигилистической» литературой (статьи Асмодей нашего времени, Современные романы), исключительно резко оценивал роман И. С. Тургенева Отцы и дети. В целом для для литературно-критических работ Антоновича характерны идеологический подход к литературному творчеству, стремление видеть в содержании художественного произведения непосредственное отражение «прогрессивных» или «реакционных» тенденций общественной мысли. В брошюре Материалы для характеристики современной русской литературы (1869) Антонович подверг критике Н. А. Некрасова, обвинив поэта в измене передовым общественным идеалам.

После закрытия «Современника» Антонович с семьей некоторое время жил за границей (1866−1868). В 1870-е годы он занимался преимущественно переводами многочисленных трудов по истории и естествознанию. Сотрудничал в различных изданиях («Слово», «Новое обозрение» и др.), Антонович продолжал отстаивать революционно-демократическую идеологию 1860-х годов, критиковал Тургенева (теперь уже за роман Новь), в 1881 в рецензии на роман Ф. М. Достоевского Братья Карамазовы, не приемля религиозных идеалов писателя, отрицал художественное значение этого произведения. В 1898—1916 он публикует воспоминания о Чернышевском, Добролюбове, Некрасове, Лаврове, труд о Ч. Дарвине и его учении. В своих последних статьях Антонович резко отрицательно оценил религиозно-философские идеи авторов сборника Вехи. Умер Антонович в Петрограде 14 ноября 1918.

Родился 27 апреля в 1835 году в семье священнослужителя в Харьковской области, в г. Белополье. Рано остался без родителей, учился в духовном училище (г. Ахтырка), затем в семинарии г. Харькова и духовной академии Санкт-Петербурга. Несмотря на то, что уже во время учебы его взгляды были далеки от религиозных, Антонович становится все-таки кандидатом богословия. Но это не помешало ему тщательно изучать труды П. Прудона и Л. Фейербаха и в 1859 году в журнале «Современник» опубликовать свою нашумевшую статью «Что иногда открывается в либеральных фразах?». Сам Н. А.Добролюбов написал к ней вступление. Он же и познакомил Антоновича с Н. Г. Чернышевским. До конца своей жизни писатель боготворит Чернышевского и Добролюбова.

В 1861 году Антонович становится сотрудником журнала «Современник», а в 1862 году все-таки выходит из духовного звания. Он становится во главе одного из отделов журнала и после смерти Добролюбова активно полемизирует на его страницах. Ему близка позиция антропологического материализма и в своих статьях «Современная философия» и «Два типа современных философов», а также «Современная физиология и философия» он отстаивает и пропагандирует ее, подкрепляя исследованиями естествоиспытателей, русских и европейских. Таким образом, его взгляды совпадают с философией Чернышевского, Ч. Дарвина, Д.Льюиса, И. М. Сеченова. Он резко критикует идеологию почвенничества. Талантливый полемист и остроумный собеседник, он часто вступает в словесные перепалки с современными писателями. Антонович не признает писателей-нигилистов и резко критикует произведение С. Тургенева «Отцы и дети». Отзывается о нем резко, вплоть до личных нападок. Для творчества М.А. Антоновича характерны: абсолютно идеологический подход к литературному творчеству, желание видеть в литературных произведениях настроение общественности; приверженность передовым общественным идеалам. После того, как «Современник» закрылся, в 1866 году Антонович был вынужден выехать за границу и около двух лет жил там со своей семьей. Его основной деятельностью в это время были переводы работ по истории и естествознанию.

Работал он со многими известными изданиями, такими как «Слово», «Новое обозрение» и др. Всю свою жизнь Антонович отстаивал революционно-демократическую идеологию 1860-х годов. Резко критиковал Тургенева за его новый роман «Новь», а Ф. М. Достоевского за «Братьев Карамазовых».

Он часто был слишком резок в своих нападках, поэтому друзей у него было не так много. Антонович был человеком идейным и партийным. Умер известный литературный критик и публицист в 1918 году, 14 ноября.