Павел Васильевич Анненков
АННЕНКОВ, ПАВЕЛ ВАСИЛЬЕВИЧ (1813−1887), русский литературный критик, эстетик. Родился в Москве 19 июня (1 июля) 1813. Учился в Петербургском университете. В 1840-е годы был близок к западническим кругам (сочувствовал взглядам Герцена, Белинского и др.), критиковал философский идеализм, увлекался идеями Прудона. В 1846 познакомился с К. Марксом, испытал влияние его философско-экономических идей и, в частности, критику прудонизма. Однако идеалы революционного социализма Анненков не разделял, оставаясь на протяжении всей жизни приверженцем либеральной версии российского западничества: выступал за прогресс и просвещение, за приобщение России к европейской цивилизации, в защиту прав и свобод личности.
Как литературный критик Анненков отстаивал эстетические принципы концепции «чистого искусства» (вместе с
Анненков Павел Васильевич (1813−1887) – известный русский эстет и литературный критик. Родился он 19 июля (1 июля) 1813 года в Москве. Проходил учёбу в Петербургском университете. В 1840-ых годах увлекался идеями Прудона, активно критиковал философский идеализм, а также был довольно близок к западническим кругам (с сочувствием смотрел на взгляды Белинского, Герцена и др.). После знакомства с К. Марксом в 1846 году, подпал под влияние философско-экономических идей, а также критику прудонизма. Павел Васильевич не разделял идеалы революционного социализма. На протяжении всей своей жизни он был приверженцем либеральной версии российского западничества. Он все время выступал за просвещение, прогресс, защиту прав и свобод человека, а также за приобщение России к так называемой европейской цивилизации.
В роли литературного критика, он вместе с А. В. Дружининым, В. П. Боткиным, и многими другими отстаивал эстетические принципы концепции «чистого искусства». Анненков активно выдвигал идею, что культурные и умственные сферы деятельности должны иметь свою автономию, в особенности «истин искусства» и «истин науки». Он всегда избегал крайностей в своей эстетической позиции. Павел Васильевич одинаково не принимал как радикальный эстетизм, который отрицал связь искусства и жизни, так называемый «фанатизм художественности», так и наивный реализм, который сводил смысл всего художественного творчества к копированию. Его точка зрения, «поэтическое воспроизведение действительности» отличается от обычного подражания, в основе которой лежит «художническую мысль». В Дрездене 1887 года, 8 (20) марта, Павел Васильевич Анненков умер.